Митрополит Волоколамский Иларион: Царь — это Помазанник Божий, который получает санкцию на своё правление от Бога через Церковь
Председатель ОВЦС уверен, что монархия имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления…
Монархическая модель политического устройства — это отнюдь не изжившая себя форма правления, н она имеет много сторонников среди православных верующих, и, когда для этого придёт время, Русская Православная Церковь может принять самое активное участие в обсуждении восстановления монархии в России. Об этом в эфире в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» заявил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, комментируя недавнее предложение Грузинского Патриарха Илии II восстановить конституционную монархию в Грузии, сообщает РИА Новости.
«Внутри нашей Церкви есть люди, есть группы людей, которые ратуют за восстановление монархии, и я думаю, что если наше общество когда-нибудь созреет для обсуждения этого вопроса, Церковь в таком обсуждении примет самое активное участие», — сказал митрополит Иларион, отвечая на соответствующий вопрос ведущей.
Председатель ОВЦС отметил, что в данном случае высказывает своё личное мнение, и напомнил, что при монархической форме правления «человек помазывается на Царство священнослужителями» и «получает не просто мандат от избирателей на правление на какой-то определенный срок, но получает санкцию от Бога через Церковь на своё правление», которое «является пожизненным до тех пор, пока он не передаст власть своему наследнику».
«Это, конечно, та форма правления, которая себя в истории положительно зарекомендовала и которая имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления», — заявил митрополит Иларион.
При этом он напомнил, что Церковь занимает нейтральную позицию в отношении любой выбранной людьми формы управления государством. «Церковь ко всякой власти относится лояльно до тех пор, пока власть не начинает призывать к действиям, идущим вразрез с христианской нравственностью», — подчеркнул иерарх.
Впрочем, большую часть своей истории Русская Православная Церковь существовала именно при Царях. За созыв Вселенских Соборов и претворение в жизнь их решений всегда отвечали византийские Императоры. Из ветхозаветной истории также известно, что когда еврейский народ не захотел, чтобы им управлял Сам Бог, они попросили у Него царя и Он им его дал.
Так что сказать, что в церковной среде одинаково относятся к Царям и президентам, — это что-то из разряда недосказанности и дипломатии. Только для царей в Церкви есть чин венчания на царство, и только Государей мажут миром дважды, а всех президентов, какими бы они ни были выдающимися, как и всех, один раз при Крещении.
Так что монархическая форма правления для Церкви и всех верующих людей, конечно, более предпочтительна, и об этом недвусмысленно говорят русские святые.
«Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же Царская власть падёт, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане нетрудно будет подготовить голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции. Некому будет сказать „вето“ властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождёт, удержится» (святитель Феофан Затворник. Толкование на Второе послание к Солунянам).
«Через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно — благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время — антихрист, не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинные шатания и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. Тайна бо уже деется беззакония, говорит он, но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас державный, — дондеже держай ныне от среды взят будет. И тогда явится беззаконник, которого Господь убиет Духом уст Своих (2 Сол., 7, 8)» (святой праведный Иоанн Кронштадтский, 1902 год).
Митрополит Волоколамский Иларион: Царь — это Помазанник Божий, который получает санкцию на своё правление от Бога через Церковь Председатель ОВЦС уверен, что монархия имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления...