Сегодня в Великую Субботу, последний день перед Пасхой, Православная Церковь воспоминает пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его душою во ад.
В Ветхом Завете день субботний был днём покоя. Он был установлен в память о том, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел Своих. Но одновременно эта заповедь была и пророчеством о том, что Спаситель в 7-й день недели будет лежать во гробе.
Пока Спаситель был жив, его враги — фарисеи, книжники, старейшины осуждали Его за то, что Он в субботу лечил больных, разрешал Своим ученикам растирать колосья руками, делать добрые дела. Их это раздражало: «Не от Бога сей человек, потому что не хранит субботний день», — говорили они.
Однако обратим внимание, чем сами они занимались в Великую субботу, которая в тот год совпала с иудейской Пасхой, поэтому праздник был сугубый. Узнав, что ученики положили Тело Христово во гроб, старейшины и первосвященники испугались, как бы апостолы не похитили Тело и не объявили Иисуса Христа воскресшим. Чтобы оградиться от такой опасности, они решили собрать синедрион и просить у Пилата воинов для охраны гроба. У них были свои стражники, но римские были надёжнее: они не спали в карауле, их нельзя было подкупить. Приняв такое решение, они всей толпой пошли к прокуратору Иудеи, добились встречи с ним. Но Пилат был раздражён всей этой историей: он не хотел казнить Христа, его вынудили к этому давлением и угрозами. Поэтому он отказал иудейским старейшинам: «У вас есть своя стража, сами сторожите как знаете». Тогда они сами отправились ко Гробу, опечатали камень и приставили своих стражников для охраны. Только после этого они успокоились и разошлись по домам. Так сами они провели день субботний. Но вся эта суета оказалось тщетной и послужила дополнительным свидетельством истинности Воскресения.
В невидимом мире также произошло в этот день великое событие. Пока Телом Своим Господь лежал во гробе, душа Его сходила в ад. Он сошёл в преисподнюю для того, чтобы и те, кто там находится, услышали Его благовестие. До пришествия Спасителя ад, ветхозаветный шеол, был местом, куда отходили все умершие независимо от их добродетелей и пороков. Ад воспринимался как место, где нет Бога, место богоотсутствия и богооставленности. Там ветхозаветные праведники ожидали пришествия Спасителя, а грешники пребывали в муке и безысходной тоске. И вот это тёмное царство, в которое никогда не проникал свет Божий, внезапно озарил свет, и замки на вратах сокрушились, врата упали, и туда вошёл Господь Спаситель. Он сошёл туда не как один из умерших, не как очередная жертва ада, но для того, чтобы победить его силу и вывести тех, кого ад удерживал во чреве, сделав своей пищей.
Мы должны помнить, что ад существует не только для умерших, но он существует и в наших душах. Пока змий, диавол, искуситель продолжает в нас жить и действовать, пока в душе есть место для зла, там есть место и для ада. Поэтому, вспоминая о том, что происходило в Великую Субботу, мы должны подумать и о глубинах нашего сердца, чтобы и туда сошёл Господь с помощью молитвы и Святых Таинств, чтобы Он уничтожил гнездящегося там змия, победил царствующий в нас грех, чтобы Он преобразил нашего внутреннего человека, чтобы вывел нас из этой преисподней тьмы к жизни вечной.
Великой Субботой заканчивается Страстная седмица, во время которой произошли столь великие события, что за них Господа будут благодарить и славить не только люди на земле, но и Ангелы на небесах во веки веков. Аминь.