Епископ Троицкий Панкратий: Смеяться над мироточением кощунственно
Глава Синодальный комиссии по канонизации святых призвал провести проверку явления мироточения бюста Николая II в Крыму…
Презрительные насмешки, как и восторженная экзальтация совершенно неуместны, когда речь идёт о религиозных чудесах, прокомментировал глава Синодальный комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви епископ Троицкий Панкратий обсуждение мироточения бюста святого Государя Николая II, сообщает РИА Новости.
«Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в „остроумии“ не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блоггеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: „кликуши“. Некоторые выпады граничат с кощунством», — написал владыка в своём в Facebook.
Касаясь заявления Натальи Поклонской, епископ Панкратий признал, что ей следовало быть более осторожной в высказываниях, однако отказался её критиковать как «молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата».
«Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрёхов — горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение — это что? От Бога или нет? Знамение или обман?», — призвал иерарх, на примерах показав, что случаев истечения слез, мира, крови от икон в истории Руси было вполне достаточно, и явления эти всегда воспринимались как чудо.
«Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми суевериями? Их относительная немногочисленность вероятно указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, некоторые описания содержат упоминания о проверках чудес специально присланной правящим архиереем комиссией», — отметил епископ Панкратий.
«Теперь немного о нашем времени, — продолжил владыка. - Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. Эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви в конце 90-х годов. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.
На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить явление необычное сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри стекла, иногда на стекле снаружи. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости. Потом её выступило так много, что она стала стекать сначала по верхнему торцу киота, а потом уже полилась вниз по поверхности киота. Когда мы внесли икону в Собор, положили её на аналой и стали петь молебен, народ, стоявший напротив большой старинной иконы Спасителя у правого столпа, вдруг заволновался и зашумел. Оказывается, прямо на их глазах из благословляющей десницы Христа на древнем образе из перстосложения также выступило благоуханное миро и несколькими струйками потекло вниз. Потом такое же явление повторилось на Смоленском скиту, который исторически был связан с семьей Романовых (в скитском храме до 1940 г. хранились некоторые драгоценности Императрицы Александры, переданные жившему там схиигумену Ефрему Анной Вырубовой). Именно там Анна Вырубова приняла от рук о. Ефрема монашеский постриг.
Никто из братий или паломников не усомнился, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.
Кто-то, может быть, сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения невозможным стало бы и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.
Вспоминая это, думаю, что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях, связанных с Церковью — презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно, требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых отцов: не принимай и не отвергай. Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно".
Епископ Троицкий Панкратий: Смеяться над мироточением кощунственно Глава Синодальный комиссии по канонизации святых призвал провести проверку явления мироточения бюста Николая II в Крыму...