Игумен Серапион (Митько): Церковный календарь связан с особой реальностью
Замглавы Синодального миссионерского отдела рассказал о том, почему в Церкви новолетие до сих пор отмечается 14 сентября…
Как известно, до 1700 года Новый год в России отмечался 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Но Император Петр Первый решил изменить этот порядок и по примеру Римской империи перенес этот праздник на 1 января. Тем не менее, в Церкви до сих пор 1 сентября отмечается как начало индикта — церковного новолетия. И такая консервативность имеет свой глубокий смысл. Церковный календарь более сложный, чем гражданский, и знаменует собой ту особую — «сверхъестественную», «трансцендентную» реальность, в которой живет верующий человек. Об этом напомнил заместитель главы Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Серапион (Митько), комментируя начало индикта.
«В нашей Церкви с 1 сентября начинается цикл так называемых двунадесятых непереходящих праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Богородицы, — событиям, которые привязаны к конкретной дате во времени. Вообще, каждый день церковного календаря посвящен какому-то празднику или памяти каких-то святых. Но церковный календарь сложнее, чем гражданский. Потому что если гражданский календарь просто повторяет эту схему — привязку каких-то событий к конкретным дням, то в церковном календаре есть и другая модель — связанная с днем празднования Пасхи, которая каждый год бывает в разные дни», — цитирует священнослужителя РИА Новости.
По его словам, от празднования Пасхи отсчитываются подготовительные недели к Великому посту, и после Пасхи следуют особые воскресные дни и «седмицы» (недели), «каждая из которых также имеет особый смысл». В числе двунадесятых переходящих праздников, связанных с особым для каждого года временем празднования Пасхи, — праздники Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница).
«Все искусство церковного устава — это совместить непереходящие праздники, то есть привязанные к какому-то конкретному дню, и переходящие. Этим и знаменуется та особая реальность, в которой живет верующий человек, связанная с вознесением Христа, — сверхъестественная, трансцендентная, в которую человек входит через веру во Христа, и эта реальность есть преддверие Царства Небесного», — отметил замглавы Миссионерского отдела.
Он также заметил, что гражданский календарь «генетически, исторически связан с церковным и несет на себе определенные его черты». «Мы пользуемся гражданским календарем и не всегда помним его историю, — что самим типом того календарного времени, в котором мы живем, мы обязаны церковной традиции. Потому что именно церковный календарь лежит в основе нашего порядка отсчета дней, времени», — заключил священнослужитель.
Игумен Серапион (Митько): Церковный календарь связан с особой реальностью Замглавы Синодального миссионерского отдела рассказал о том, почему в Церкви новолетие до сих пор отмечается 14 сентября...