Протоиерей Николай Балашов: «В одном городе — один епископ»
Секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП считает неприемлемым для Абхазии и Южной Осетии церковный опыт США…
«Между нашими Церквами продолжается реальное сотрудничество в то время, когда дипломатические отношения между Россией и Грузией прекращены. Сложное церковное положение в Южной Осетии сохраняется до сих пор. Действительно грузинское духовенство давно ее покинуло, только посещало иногда грузинские деревни, которые там находятся, где компактно живут грузины. Что же касается Цхинвали, то присутствующие там священнослужители относятся в настоящее время к юрисдикции непризнанного раскольнического греческого Синода, так называемого „Синода противостоящих“, который поставил своей задачей противостояние Греческой Элладской Православной Церкви. Это трагическая ситуация. В Южной Осетии, кстати, дело обстоит еще хуже, чем в Абхазии. Но иногда какие-то батюшки осетинского происхождения, живущие в России, посещают свои родные места», — заявил в радиоэфире «Русской службы новостей» секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.
По его словам, отношения между Русской и Грузинской Православными Церквами «в полной мере сохраняют дружественный и братский характер, несмотря на все изменения в политической конъюнктуре в межгосударственных отношениях, которые произошли». «И даже в эти очень трудные дни для российско-грузинских отношений контакты по церковной линии сохраняются, и отношения между Предстоятелями наших Церквей Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым остаются сердечными», — считает протоиерей Николай.
«С митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом, главой иностранного отдела Грузинской Патриархии, я беседовал несколько дней назад, как и мои коллеги. Контакты между нами не прекращаются. В частности, сейчас мы вместе способствуем тому, чтобы делегация Всемирного совета церквей, представляющего различные христианские конфессии, посетила Грузию, посетила также Южную Осетию для того, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит и потом доложить своим единоверцам в странах Западной Европы. Мы считает, что это полезная инициатива и со своей стороны готовы оказать всякое содействие, как и Грузинская Православная Церковь. Так что контакты продолжаются. У нас планировался визит делегации Грузинской Православной Церкви в августе этого года, но, к сожалению, эти трагические события, которые произошли, нарушили наши планы. Мы имели в виду, как раз обсудить дальнейшие пути нашего пастырского взаимодействия, в том числе, и в проблемных регионах, к которым относятся Абхазия и Южная Осетия», — сообщил секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП.
Он напомнил, что Русская Православная Церковь после Великой Отечественной войны признала автокефалию Грузинской Православной Церкви. «Признав ее в то время, признала каноническую юрисдикцию, канонические полномочия Грузинской Православной Церкви в границах тогдашней Грузинской Советской Социалистической Республики. С церковной точки зрения в этом отношении ничего не менялось. Неоднократно Святейший Патриарх и Священный Синод нашей Церкви подтверждали, что мы рассматриваем и Абхазию, и Южную Осетию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви. Те изменения, которые происходят в результате политических решений, не обладают прямым действием в решении вопросов церковной юрисдикции. Поэтому, учитывая, конечно, то, что те события, которые в политической жизни происходят, надо будет теперь продолжать наш диалог с Грузинской Православной Церковью о том, каким образом будет осуществляться пастырская, духовная забота о православных жителях этих двух республик», — подчеркнул священник.
«У нас есть какие-то представления о каких-то переходных временных моделях, которые можно было бы предложить, но я бы не считал правильным сейчас доносить наши рекомендации по этому поводу до грузинской стороны через радиопередачу. Все-таки надо дождаться встречи, сесть за один стол с нашими грузинскими братьями и вместе думать, вместе искать решения, что мы будем делать дальше, какое у них видение. Потому что мы понимаем одно, что ни русские, ни грузины не заинтересованы в том, чтобы православное христианство на земле Абхазии, на земле Южной Осетии угасало. Все заинтересованы в том, чтобы оно пускало все более глубокие корни», — отметил отец Николай.
Протоиерей Николай Балашов заявил, что вопрос о духовном окормлении Абхазии и Южной Осетии не должен решаться верующим населением республик. «Их воля, конечно, выразить свое желание, — это у них никто отнять не может, а вот, что касается решение этого вопроса, он, конечно, должен решаться в диалоге между нашими Церквами. Он не может быть решен Русской Церковью в одностороннем порядке, — выразил уверенность священник.
Кроме того, по его словам, сосуществование в США приходов, находящихся в юрисдикции разных Православных Церквей, — это «ненормальное явление с точки зрения канонического права». «В Соединенных Штатах Америке сосуществует десятки православных юрисдикций, не говоря уже о многих десятках, может быть доходящих до сотни тех, кто сами себя считают православными, но не признаны в качестве таковых другими Православными Церквами. Такое положение, которое сложилось в этой стране великого плюрализма, не является нормальным с точки зрения православного канонического права. Оно связано на самом деле с трагедией и крахом России. До 1917 года была одна церковная юрисдикция на территории всей Северной Америки и принадлежала она Святейшему Правительствующему Синоду в Санкт-Петербурге», — напомнил протоиерей Николай.
«Наш святой Патриарх Тихон, который в самое трудное трагическое время начала большевистских гонений возглавил Русскую Православную Церковь, на протяжении многих лет был епископом Северной Америки и возглавлял там все Православие. В составе этой большой епархии были и греческие приходы, и сербские приходы, и арабские приходы. Для арабских приходов был посвящен епископ-араб по происхождению сириец, владыка Рафаил, который эти общины окормлял. Греческие приходы имели грекоязычных священнослужителей», — подчеркнул священник, добавив, что приходы в Северной Америке создавались по языковому, по национальному признаку.
Он напомнил, что будущий Патриарх Тихон еще в 1905 году представил Синоду свой проект будущего американского Православия. «Он тогда не был по достоинству в полной мере оценен, и практических выводов не было сделано. Он предлагал, что в будущем это будет многонациональная, многокультурная Церковь, которая будет едина в церковном отношении. Он предвидел, что она в будущем получит какое-то самоуправление, автономию, а возможно полную независимость, автокефалию. Но это будет единая Церковь, в которой будут сосуществовать разные культуры, языки. Он предлагал, что в этом случае епархии можно разделить не только в территориальном отношении, но и по языковому признаку, чтобы епископ мог иметь прямой контакт со всей своей паствой. Трагедия России воспрепятствовала осуществлению этого плана. И когда поддержка американского Православия из России прекратилась, когда Русская Церковь больше не смогла посылать своих епископов и священников для того, чтобы они осуществляли окормление американской паствы, вот в это время и возникли перекрывающие друг друга церковные юрисдикции в Северной Америке. Это ненормальное явление с точки зрения канонического права. Церковь создана Господом Богом для того чтобы объединять людей, а не для того чтобы разделять их. С самого начала своего существования принцип церковного устройства заключался в том, что в одном городе — один епископ. Церковь строилась с самого начала как территориальная община. Это связано с ее природой, потому что это общность людей, имеющих одну веру во единого Бога и спасителя Иисуса Христа», — заключил протоиерей Николай Балашов. Русская линия
Протоиерей Николай Балашов: «В одном городе — один епископ» Секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП считает неприемлемым для Абхазии и Южной Осетии церковный опыт США...