В древнем римском амфитеатре прозвучали произведения Баха, Прокофьева и Щедрина…
Главным культурно-политическим событием минувшего дня, безусловно, стал концерт оркестра Мариинского в освобожденной от исламистов сирийской Пальмире. Ни одно сколь-нибудь значимое мировое СМИ не обошло его своим вниманием. И это вполне понятно: Россия в очередной раз продемонстрировала себя в Сирии страной не только умеющей хорошо воевать, но и государством, обладающим мощной культурной традицией. Концерт в древнем римском амфитеатре был особенно символичен и тем, что ещё совсем недавно, будучи заминированным, он был практически обречен. А русские не только помогли его разминировать, но и вернуть этому памятнику его изначальную «культурную» функцию.
Перед началом мероприятия перед собравшимися, а их было более 500 человек, по видеосвязи выступил президент России Владимир Путин. По его словам, сегодняшний концерт можно рассматривать как символ не только надежды на возрождение древнего города, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма.
На концерте, получившем название «С молитвой о Пальмире», выступил лауреат конкурса Чайковского Павел Милюков, который исполнил «Чакону» Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло, и народный артист России, виолончелист Сергей Ролдугин, исполнивший «Кадриль» Родиона Щедрина в сопровождении оркестра. Выбор последнего произведения, весьма саркастичного и пародийного по своему характеру, был весьма странен для заявленной темы мероприятия, но положение исправила «Классическая симфония» Сергея Прокофьева, являющаяся признанным шедевром русской музыки.
Отметим, что концерт посвящён, в том числе, погибшему в ходе выполнения боевой задачи в Сирии Александру Прохоренко. Его тело вчера было отправлено в Оренбургскую область, где сегодня пройдут его похороны. Кроме того, мероприятие посвящено памяти хранителя Пальмиры Халеда Асаада, убитого боевиками, и всех погибших в борьбе с терроризмом в Сирии.
Реакция западных СМИ на прошедший в Пальмире концерт была неоднозначна. В частности, министр иностранных дел Великобритании Филипп Хаммонд назвал концерт «безвкусицей», а британское издание The Daily Mail, напротив, назвало его «возвратом культуры и цивилизации в Пальмиру».
В последней статье говорится, что, несмотря на изнуряющую жару, российские музыканты наполнили амфитеатр звуками музыки Баха и Прокофьева. Дирижера Гергиева при этом назвали составляющей так называемой мягкой силы Кремля, вспомнив о его участии в президентской кампании Путина 2012 года, а также его концерты в Цхинвале в 2008 году и благотворительное выступление в Токио после фукусимской трагедии.
Другое британское издание The Telegraph назвало прошедший в Пальмире концерт триумфальным, но не в положительном ключе. Так, издание пишет, что концерт являлся «пропагандистской выходкой», призванной отпраздновать на весь мир роль русских в освобождении Пальмиры. «Концерт аккуратно приурочили к ежегодному празднованию Дня Победы в России, празднику 9 мая, который знаменует окончание Второй мировой войны, но сейчас является и поводом лишний раз продемонстрировать военную силу России», — говорится в статье.
Американское сетевое издание Mashable назвало концерт «волнующим», упомянув, что он также был посвящен памяти 81-летнего археолога Халеда Аль-Ассада, обезглавленного террористами в прошлом году.
В целом же тон западных СМИ неизменен: несмотря на грандиозность и позитивность события, его всё равно относят в разряд «российской пропаганды». И не просто пропаганды, а триумфальной демонстрации военного превосходства России.
Напомним, 27 марта сирийская армия и бойцы ополчения при поддержке ВКС РФ полностью освободили город от террористов «Исламского государства». Пальмира, древние развалины которой являются одним из шести объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии, находилась под контролем боевиков с середины мая 2015 года.