Выставка, посвященная Афону, открылась в Санкт-Петербурге
В экспозиции представлены работы современных художников, а также списки малоизвестных в России афонских икон…
1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон, которое широко отмечается в этом году, в Петербурге, в галерее «Мастер-класс» на минувшей неделе начала работу выставка живописи «Духовные вершины». Ее организаторы — епархиальный совет по культуре и международный фонд поддержки культуры «Мастер-класс» — разработали интересную концепцию экспозиции, построенную на сопоставлении Афона греческого, с «Афоном» русским — Валаамом.
Кроме того, на выставке можно увидеть списки афонских икон, малоизвестных в нашей стране: «Пресвятая Богородица. Игумения горы Афонской», «Троеручица», «Достойно есть», «Старица». Рядом со списком Светописанной иконы Божией Матери помещена репродукция фотографии, на которой чудесным образом проявился Ее образ. Фотография была сделана в 1903 году во время раздачи милостыни при Святых вратах Пантелеимоновой обители. На ней впоследствии оказался запечатлен образ Богородицы, принимающей милостыню из рук старца-инока среди неимущих братий. Сейчас в увеличенном виде ее также можно увидеть при входе в монастырь.
Выставку открыл ответственный секретарь епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров. Он передал приветствие архиепископа Петергофского Амвросия и отметил, что несколько экспозиций в рамках одной галереи объединены в духовном плане. «Наследником традиций Афона является русский монастырь на Валааме. Не случайно афонские иконы оказались среди валаамских пейзажей», — цитирует священнослужителя сайт Петербургской Митрополии.
В одном из залов галереи представлены репродукции греческого художника Александра Каяса и русского живописца Василия Нестеренко. На Афоне писать картины разрешается только в некоторых монастырях по благословению настоятеля. Александр Каяс был приглашен на Святую гору реставрировать фрески, после нескольких лет пребывания ему позволили писать сюжеты из монастырского быта, молитвенной, богослужебной жизни и даже портреты монахов. Чтобы создать атмосферу Афона, но не показывать ее «впрямую», как в реалистической живописи, четко и ясно, художник добавил в масло афонский песок и темперу. Поэтому все работы, как в дымке, в них хочется вглядываться.
Из многих картин Александра Каяса были отобраны десять, после экспозиции в Калуге, Обнинске, Боровске и других городах они прибыли в Санкт-Петербург. Несколько картин Василия Нестеренко символизируют преемственность афонской традиции среди русских святых. На полотнах изображены святой Антоний, отходящий от стен афонского монастыря, чтобы основать монашество на Руси, Пантелеимонов монастырь на Афоне и другие сюжеты. Этот изобразительный ряд дополняют картины украинских художников Татьяны Гавриленко и Владимира Исупова о жизни монахов на «русском Афоне» — святом острове Валааме.
Уникальная экспозиция открыта ежедневно в галерее «Мастер-класс» на улице Маяковского 41 с 10 до 19.00. Выходной — воскресение.
Выставка, посвященная Афону, открылась в Санкт-Петербурге В экспозиции представлены работы современных художников, а также списки малоизвестных в России афонских икон...