Или что за «праздник» 1 апреля, и как к нему относиться православному человеку…
1 апреля во многих странах мира, включая Россию, сложился обычай отмечать «День смеха» или, как его еще называют, «День дурака», в который многие обманывают, разыгрывают и подшучивают друг над другом. Где зародился этот «праздник» — неизвестно, но по распространенному мнению принято считать, что когда-то 1 апреля праздновалось как день весеннего солнцестояния, а подобные празднества сопровождались у язычников шутками и различными проделками.
Другая, более распространенная версия возникновения «Дня смеха» связана с переходом Франции на Григорианский календарь. Дело в том, что Новый год во Франции до того, как в XVI веке был реформировал календарь, отмечался не 1-го января, а в конце марта. Потому новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1-го апреля. Тогда также было принято веселиться в новогодние праздники. Доподлинно лишь известно, что широкую распространенность праздник приобрел в XVIII веке. Англичане, шотландцы и французы распространили его в своих американских колониях.
С Запада этот «праздник» в петровские времена пришел и в Россию. «Брови Царь нахмуря, / Говорил: «Вчера / Повалила буря / Памятник Петра». / Тот перепугался. / «Я не знал!.. Ужель?» — / Царь расхохотался: / «Первый, брат, апрель!"" — писал А.С.Пушкин.
Впрочем, известно также, что некоторые Восточные Церкви в первые века 1 апреля вспоминали Евангельское событие, связанное с Апостолом Фомой. Напомним, что когда к Апостолам явился воскресший Спаситель, Апостол Фома не был с ними, а потому не поверил в Его Воскресение. И тогда, спустя восемь дней Господь, посетивший Своих учеников сказал Фоме: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь не верующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 19−28). Таким образом древние Церкви праздновали в этот день посрамленное неверие, и день этот в календаре назывался «Осязание Фомы». Но во Вселенском Православии и на Западе этот праздник канонически не устоялся, а память о нем в Западной Европе с годами превратилась в неистовое торжество неверия и шутовства. Сейчас «Осязание Фомы» 1/14 апреля отмечает только дохалкидонская Коптская церковь в Египте. В Православной же Церкви память посрамления неверия Апостола Фомы стала переходящим праздником. Он отмечается в первое Воскресение после Пасхи, называется Антипасха или Фомина Неделя, тогда же за Богослужением читается приведенный выше отрывок из Евангелия от Иоанна. Первое же апреля выпадает на Великий пост, и поэтому веселиться православным в этот день не пристало.