Взаимодействие Церкви и искусства обсудили на форуме в Подмосковье
Деятели культуры, принимавшие участие в этом мероприятии, высказались за активизацию диалога с РПЦ…
Тему взаимоотношения культуры и Церкви, ставшую особенно актуальной год назад после нашумевшей кощунственной постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, обсудили на круглом столе в подмосковном Красногорске в минувший вторник. Тонкая грань, отделяющая свободу от произвола в творчестве, очень просто перейти в наше время, когда фактически никаких ограничений, кроме совести самого художника более не существует. Это приводит к тому, что очень многие «творцы» забывают «золотой принцип» человеческого сосуществования — свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если бы об этом помнил режиссер злополучного спектакля в Новосибирске, то выдающаяся опера Вагнера, безусловно, не подверглась бы столь чудовищной интерпретации.
Об этом, собственно, и говорили на форуме «Церковь и искусство: миф о противостоянии, правда о диалоге». На встречу были приглашены известные деятели культуры и представители Русской Православной Церкви. Они обсудили точки напряжения во взаимоотношениях искусства и Церкви. Речь шла и о необходимости совместных проектов, которые положили бы начало новому взаимодействию, передает телеканал «Культура». Тему для разговора выбрали острую: что позволено современному искусству и как на это должна реагировать Церковь, и должна ли вообще?
Руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, вспоминая упомянутый случай с «Тангейзером» подчеркнул: самое лучшее, что Церковь может делать в подобных случаях — игнорировать такие околокультурные псевдосенсации. И с этим тезисом верующему человеку довольно трудно согласиться. Если оставить многочисленные случаи кощунств в современных «произведениях искусства» без внимания, желающие явным эпатажем привлечь к своему творчеству внимание «художники» могут пойти ещё дальше.
Представители российской культуры, принимавшие участие в форуме высказались за активизацию диалога с Церковью, причем в самых разных формах. Например, создатели фильма «Брестская крепость» рассказали о том, что благословение на съемку этой ленты получили от очень почитаемого в Церкви схиархимандрита Илии (Ноздрина).
Говорили на форуме и об актуальном искусстве: о перформансах, инсталляциях, акционизме. Режиссер и продюсер Эдуард Бояков сравнил многие эксперименты в искусстве с разработкой новых медицинских препаратов, подчеркнув, что пока лекарства не прошли клинические испытания, их и лекарствами назвать нельзя.
Итоги подвел Владимир Легойда, который отметил: «Пара „Церковь“ и „культура“ — это ведь не два горизонтально находящихся одинаковых института, которые должны взаимодействовать, как одно министерство с другим. Нет, это все часть общества. Многие люди культуры — это верующие люди, они тоже Церковь. Ведь, что такое церковь? Церковь — это собрание верующих людей. Поэтому любое произведение, созданное человеком, который себя считает христианином, оно тоже имеет отношение и к культуре, и к Церкви», — заключил руководитель СИНФО.
Дискуссия не ограничилась обменом мнениями. Были предложены и конкретные шаги. Например, создать что-то вроде фестиваля или премии, в рамках которого профессионалы и представители церкви давали бы оценку произведениям искусства.
Взаимодействие Церкви и искусства обсудили на форуме в Подмосковье Деятели культуры, принимавшие участие в этом мероприятии, высказались за активизацию диалога с РПЦ...