В России отметили 85-летие последних «церковных бунтов»
Даже в разгар сталинских репрессий верующие становились на защиту своих храмов…
Жесткая богоборческая борьба, начатая победившими «советами» сразу после октябрьского переворота, в течение целого ряда лет упиралась в полное неприятие такой политики русским народом. Несмотря на жесточайшие репрессии, расстрелы, ссылки и тюрьмы, активные выступления против закрытия храмов продолжались вплоть до начала 30-х готов. Один из последних таких «бунтов», жестоко подавленный чекистами, случился в селе Малая Пурга в Удмуртии ровно 85 лет тому назад.
«Жалко, что эта очень значимая дата прошла мимо широкого общественного внимания», — сказал в связи с этим событием глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он убежден, что люди, которые встали на защиту своего храма во время, когда по всей стране действовала жесточайшая машина террора, — это настоящие герои, о которых можно снимать фильмы, писать песни, говорить в школах, в том числе церковных и воскресных.
О.Всеволод напомнил, что Архиерейские Соборы Русской Церкви и патриарх Кирилл не первый год говорят о важности почитания новомучеников, но для того, чтобы оно стало реальным и повлияло на жизнь людей, нужно не только поминать этих святых за Богослужением, но делать информацию о них частью исторических знаний всего нашего народа.
«Во-вторых, надо иметь в виду, это был не безгласный расходный материал истории, это были люди, готовые активно, мощно, предельно честно стоять за Божию правду, не боялись выступить даже против самой жесткой репрессивной машины и в конце концов одержали победу: эта машина пала, а Церковь Божия стоит и укрепляется», — цитирует священнослужителя Интерфакс.
В заключение он напомнил, что происходившее в годы гонений напоминает нам, как опасна идеология богоборчества. «Антирелигиозный экстремизм опасен не меньше, чем псевдорелигиозный. И первый, и последний был источником массового кровопролития. Когда кто-то пытается развивать второй или возрождать первый, мы должны знать: оба эти явления убийственны и самоубийственны для человека и общества», — заключил глава СИНФО.
В 1930 году малопургинский храм был закрыт, а настоятель, священник Александр Нагорных, раскулачен и с семьей изгнан из села. В ответ несколько сотен возмущенных прихожан — преимущественно женщин-удмурток — штурмом взяли исполком и в течение семи часов удерживали его, требуя открыть храм и восстановить разграбленный иконостас.
Чекисты и красноармейцы разогнали верующих, и затем произвели аресты. Приговором «тройки» ОГПУ настоятель был приговорен к расстрелу, а две наиболее активные прихожанки — к заключению в концлагерь. В результате этого бунта церковь вернули верующим, но вновь закрыли в 1939 году.