Православные священнослужители о «блатной романтике»…
В последние дни едва ли не главной новостью на федеральных телеканалах оказались убийство и похороны Вячеслава Иванькова — «вора в законе» по кличке «Япончик». Эфир заполнили трогательные истории из его жизни, и вообще он на экране выглядел персонажем в целом положительным, пишет Regions.ru. «СМИ и массовая культура, — отмечает издание, — начиная с 1990-х немало потрудились над созданием положительного образа бандита. „Блатной шансон“ зазвучал отовсюду, приключения симпатичных преступников стали сюжетами телесериалов и дешевых книжек в бумажных обложках». В связи с этим корреспондент агентства обратился с вопросом к известным священнослужителям как они расценивают это явления и нужно ли с ним бороться.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что для большого числа людей постперестроечной эпохи нравственные нормы советского строя, которые в общем восходили к христианским нормам, в большей или в меньшей степени обесценились. «Освоение традиционных христианских ценностей требует значительных внутренних усилий, но ни со стороны государства, ни со стороны активной части общества практически ничего не делалось для поддержания и укрепления народной нравственности. Ситуация также осложнялась тяжелыми социальными проблемами и фактической реабилитацией криминального образа жизни. Многие люди оказались как бы нравственно обезоруженными», — считает он.
«Кроме того, и СМИ, и деятели массовой культуры, быстро освоив законы рыночной экономики, стали эксплуатировать криминальную тему, приносившую стабильный доход. Для многих из них это стало веской причиной, чтобы забыть и о нравственности, и о высокой культуре», — добавил священник. «Но это вовсе не значит, что христианскую нравственность кто-то отменил. Это не значит, что христианские ценности утратили свою силу и актуальность», — подчеркнул он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области в свою очередь отметил, что в истории человечества неоднократно происходили радикальные изменения в системе ценностей. «То общество, которое было у нас построено в 90-е, возникло во многом благодаря революционной ломке старой системы ценностей, которая мешала строителям новой социальной и экономической системы. Не случайно, видимо, то время называли временем „великой криминальной революции“. Вписаться в эту новую систему смогли люди с „измененным сознанием“, не предполагавшем наличия каких-либо нравственных ориентиров. Люди, добившиеся успеха на этой революционной волне, становились „героями нашего времени“. А деньги и власть были объявлены приоритетными элементами нашей жизни, воспринимаемой через призму массовой культуры», — сказал он.
«К счастью, эти элементы не стали определяющими для всех. Проповедь христианских ценностей все также актуальна и востребована. Напомню также, что Сам Христос обращался и к разбойникам, и к мытарям, и к властителям с проповедью любви к Богу и ближнему, ставя ее выше всех мыслимых ценностей», — добавил священник.
Между тем, иначе считает игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, выступивший в защиту «Япончика». «В наше время еще большой вопрос, кто больше бандит: господин Иваньков или господа в погонах. С другой стороны, я все-таки верю, что буду жить в таком обществе, где не будет коррупции, не будет бандитизма. Кстати, насколько я знаю, господин Иваньков сам не очень одобрял мир бандитов, и всем тем людям, кто в этом мир попадал, желал творить меньше зла», — сказал он.
«Один мой хороший знакомый, священник, по ходу своей деятельности посещал изолятор, в котором сидел Иваньков. Он рассказывал, что тот очень живо интересовался церковной жизнью, Православием. Порой в трудные времена помогал самому священнику и его детям материально. У этого священника было достаточно уважительное мнение о личности Вячеслава Иванькова. Он говорил о нем, как о справедливом человеке», — сообщил отец Сергий.
«Криминал и преступность я одобрить, конечно, не могу. Хотя, как известно первым в рай вошел покаявшийся бандит, пожалевший о том, что он делал, но если бы „Япончик“ покаялся, то он должен был бы с преступным миром порвать. Поэтому я его не оправдываю. Хотя теперь судит его Бог, а не мы», — подытожил он.
В свою очередь известный публицист протодиакон Андрей Кураев по поводу освещения в прессе убийства и похорон Вячеслава Иванькова высказался отрицательно. «Идеализация преступников — это, конечно, недопустимо. По поводу личности Вячеслава Иванькова вспомнились слова одного поэта „Да смерть — и та! — нейдет им впрок, Лишь мясо в яму“, то есть дурная жизнь, дурная смерть», — сказал он.
«Причин у „блатной романтики“ очень много, в том числе родство мира преступного с нынешней элитой. Бороться с подобным явлением необходимо. Способы борьбы могут быть разными и их очень много: от милицейских мер до полемики. Самым действенным мне представляется проповедь альтернативного ценностного ряда, иного стиля жизни — не отбирающего, а дарящего», — заключил отец Андрей. Русская линия