Патриарх Кирилл: «Сегодня трудно быть христианином»
Проповедь Предстоятеля РПЦ в Никольском Васильевском монастыре Донецкой епархии…
31 июля, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром посетил Никольский Васильевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области, сообщает Патриархия.ru.
У Святых врат Предстоятеля РПЦ торжественно встречали наместник Свято-Васильевского мужского монастыря схиархминдрит Алипий (Бондаренко), настоятельница Свято-Николаевского монастыря игумения Анна (Морозова), братия и сестры двух обителей, а также около 10 тысяч богомольцев.
Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери. Храм, заложенный в 2002 году, построен по подобию Патриаршего Успенского собора Московского Кремля — в соответствии с завещанием схиархимандрита Зосимы (Сокура), который уповал на то, что главный храм обители освятит Патриарх Московский и всея Руси.
По освящении собора митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с приветственным словом, а наместник монастыря схиархимандрит Алипий преподнес в дар Святейшему Владыке образ преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — келейную икону схиархимандрита Зосимы (Сокура), а также подарочное художественное издание об истории Никольского Васильевского монастыря. В свою очередь Патриарх передал в дар обители старинный образ Успения Божией Матери.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в этот день в обители с Первосвятительским словом. Он рассказал об основателе обители схиархимандрите Зосиме, которого знал еще в Ленинградской духовной семинарии: «Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться ни количеством прихожан, ни состоянием храмов. Начав буквально на ровном месте, отец Зосима сделал очень многое. Он привлек своей любовью людей, создал два монастыря, к нему стали приходить люди — и богатые, и бедные. Обитель благоустраивалась благодаря этому скромному пастырскому труду, усилиями многих людей, некоторые из которых внесли в создание монастыря особый вклад». «Поэтому когда я вошел в святые врата обители, моей первой мыслью было возблагодарить Господа за милость, явленную на этом месте», — сказал Святейший.
«Все, что здесь произошло, — очень хороший урок для каждого из нас, — продолжил Патриарх. — Нам иногда кажется, что дело, которое нужно совершить, нам не по силам. Иногда обстоятельства жизни такие трудные, что кажется: ни при каких обстоятельствах ты не сможешь справиться с тем, что должен совершить. Это касается и нашей духовной жизни. Как тяжело быть христианином, исповедовать веру в Господа, стремиться следовать в жизни Евангелию, когда вся окружающая жизнь, вся современная культура исторгает Евангелие из жизни людей! И делается это не потому, что какая-то политическая сила того желает или какая-то идеология к тому стремится, а потому, что все современное устройство мира основывается на том, чтобы удовлетворять человеческие страсти и похоть. Где же здесь место евангельской жертвенности, любви, всепрощению!»
«Сегодня трудно быть христианином, но нельзя терять надежды, — подчеркнул Патриарх Кирилл. — Огромное число верующих людей и в Киеве, и здесь, в Донбассе, с которыми я имел и имею счастье молиться, ваши светлые лица, ваша твердая вера — все это свидетельствует о том, что никакие трудности, возникающие на пути верующего человека, не являются для вас препятствием. Только очень важно хранить веру Православную, хранить единство Церкви, почитать святыни, молиться Богу не формально, а искренне, вкладывая в молитву и свою боль, и радость, и надежду. Ничто не приближает больше к Богу, чем живая, искренняя молитва, постоянное памятование о Божием присутствии в жизни».
В своем слове Первоиерарх также отметил: «Бывает, грешник наказывается не очевидным для других людей образом. Иногда эта неочевидность приводит в смущение, и кто-то говорит: „Ну почему же такой мерзкий, действительно плохой человек внешне так благополучен?“ Это не значит, что над ним не совершается Суд Божий. Никто не знает, что в душе этого человека, какой там ад, какой там огонь — он лишается счастья и покоя не потому, что у него сокращается количество денег в кармане, или не потому, что он не может купить то, что очень хотел, а потому, что вместо рая внутри — ад. И это есть самое страшное наказание; у таких людей не светятся глаза так, как у вас светятся». «Берегите этот свет — его можно сберечь только если вы будете беречь веру Православную, любить свою святыню, любить свою Церковь — единую Православную Церковь, Церковь Святой Руси», — заключил Святейший Патриарх. Русская линия