Священник предостерегает, что популяризация эвтаназии может привести к «кардинальному решению проблемы пенсионеров»…
«Неестественный уход из жизни, добровольное лишения себя того дара, который дал Господь, является самоубийством, и рекламировать это в телеэфире для повышения рейтинга неэтично», — заявил в интервью сайту «Интерфакс-Религия» и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Георгий Рябых. Так он прокомментировал показ на британском телеканале «Sky News» документального фильма с использованием кадров последних минут жизни неизлечимо больного пациента, который подвергся эвтаназии.
Священник также выступил против деления эвтаназии на пассивную (отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного) и активную (ускорение смерти пациента), отметив, что т.н. пассивная эвтаназия «не является собственно эвтаназией». «Если мы сейчас начнем делить эвтаназию на „хорошую“ и „плохую“, это позволит людям легко играть смыслами. Есть только одна эвтаназия — то, что называется „активной эвтаназией“, и Церковь ее осуждает», — сказал он.
В то же время отец Георгий заявил, что «все зависит от состояния души конкретного человека: если он стремится скорее соединиться со Христом и не прибегает к медикаментозным средствам, чтобы поддерживать свою жизнь, полагаясь на естественный ход событий, вверяя себя Промыслу Божьему, то здесь нет никакого греха». Если же, по его словам, человек «находится в унынии, отчаянии, просто хочет свести счеты с жизнью и именно поэтому не предпринимает никаких усилий, чтобы свою земную жизнь спасать, то такое состояние души является греховным».
Эвтаназия недопустима, убежден и настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов. «С нашей, христианской точки зрения, жизнь человеческая — это крестный путь, полный страданий, но Христос — Бог, ставший человеком, прошел через все страдания и через самое смерть, превратив смерть в переход к полноте высшей жизни, принеся в мир пасхальную радость воскресения. Очевидно, что нам требуется вера, терпение, молитва, чтобы Господь послал нам благодатные силы для встречи с любым испытанием и с самой смертью», — отметил он в интервью сайту Regions.ru.
«Даже и просто по-житейски понятно, что и врачи могут ошибаться, вынося больному смертный приговор, когда, казалось бы, в самый последний момент течение болезни может сделать крутой поворот и может наступить исцеление. С духовной же точки зрения эвтаназия расценивается как самоубийство — или как убийство, если она совершается по инициативе врачей или близких больному людей», — добавил священник.
«А подобные репортажи-шоу свидетельствуют о нравственном и духовном распаде современного общества, когда не только массовая, но и „утонченная“ культура вовлекают людей в самые страшные пороки, когда человеческая жизнь обесценилась до такой степени, что показ по телевидению убийства или самоубийства стал для многих приемлем», — заключил отец Александр.
В свою очередь, клирик Богоявленского собора в Елохове иерей Алексий Козливсков заметил, что если эвтаназию легализуют, она быстро перестанет быть добровольной. «„Добрая смерть“ (именно так переводится с греческого „эвтаназия“) — форма самоубийства, приемлемая только для человека, потерявшего связь со своим Творцом и Спасителем. Земная жизнь — это дар Божий, а телесные страдания, особенно вследствие тяжелой болезни, имеют очистительное и искупительное значение, подготавливая душу к переходу в вечность. Человек, принявший решение добровольно уйти из жизни, тем самым отказывается от спасительного креста, от пути в вечную жизнь. Он не просто „билет на жизнь возвращает“, а дерзко швыряет этот дар в лицо своему Создателю. Это высшее проявление безверия, а, значит, оторванности от своего Творца. Это грех тяжкий и смертный», — отметил священник.
«Но эвтаназия может быть и убийством. Используя методы НЛП, манипулирования сознанием, внушения или даже гипноза, можно подвести почти любого страдающего, не обязательно даже смертельной болезнью, человека к „добровольной“ смерти. Какое здесь поле для аферистов!», — заметил отец Алексий.
«А подобные телепередачи, популяризирующие „добрую“ смерть, боюсь, готовят общественное мнение к кардинальному решению проблемы пенсионеров в недалеком будущем, когда их станет в несколько раз больше, нежели работающих граждан. Они просто подпишут согласие на эвтаназию в том же добровольно-принудительном порядке, в каком наши предки в свое время вступали в колхозы, покупали облигации и ходили на выборы. Пусть все, даже неверующие люди задумаются об этой перспективе, пока не поздно», — предостерег священник. Русская линия