Протоиерей Виктор Горбач: Церкви жизненно необходимо заниматься миссией в социальных сетях
Руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктор Горбач рассказал о своем опыте миссионерской работы через Интернет агентству «Интерфакс-Религия». У него есть страница и на «Одноклассниках», и на сайте «В контакте». Ему пишут из разных уголков мира, он отвечает на вопросы пользователей, модерирует различные тематические группы. «Я думаю, что это очень перспективное направление деятельности для священнослужителей потому, что большинство молодежи значительную часть своего свободного времени проводят именно в этих социальных сетях. Люди сейчас разобщены, и Интернет зачастую — главное средство коммуникации. Именно поэтому представительство Церкви там крайне необходимо. Особенностью такой работы является неформальный характер общения, ориентированный на реальные потребности и запросы общества». Его аудитория включает все возрастные и социальные группы не только России, но и других стран.
Бывают и негативные послания и угрозы, но священник «убежден, что все имеют право выражать свою точку зрения. В общении и дискуссии с авторами этих сообщений прояснялись многие важные вопросы». Молодые люди задают вопросы на волнующие их темы, одна из таких — создание семьи. «Конечно, это очень сложные проблемы, но даже несколько добрых слов могут помочь человеку по-новому взглянуть на самую сложную ситуацию и найти выход из нее», — считает отец Виктор. «Если человек задает священнику какие-то вопросы, пусть порой резкие, значит, ему это интересно и важно».
Священник отмечает и тот факт, что «в социальных сетях очень много представителей псевдоправославных сект, различных целителей и шарлатанов. Они позиционируют себя как священники или даже старцы. Это говорит о высоком доверии участников социальных сетей к Православной Церкви и священнослужителям. Обычному человеку очень непросто разобраться, где настоящий священник, а где мошенник. Поэтому в этом вопросе тоже необходимо участие священнослужителей».
Обращаются к нему и представители других конфессий. «Что интересно — они, как правило, обращаются с вопросами по исламскому вероучению, противопоставляя его догматам Православной Церкви, то есть люди напрямую хотят вести межрелигиозную полемику. С одной стороны, это вызывает уважение. Мне трудно представить себе православного человека, который напрямую пишет муфтию, спорит с ним о чем-то и критикует ислам, как пишут мне мусульмане, говоря о том, что Православие — это „ложная религия“. Они приводят даже цитаты из Корана, где говорится о том, что всех неверных надо истреблять. Это интересно тем, что возникает живое общение. Какие-то вопросы христианско-исламского диалога можно по-новому критически рассмотреть в рамках этой полемики, чтобы иметь в дальнейшем более четкую и аргументированную собственную позицию».
Священнослужитель считает, что такая работа тоже может привести человека в храм. «Самая главная задача — разрушить некое стереотипно-негативное представление о Церкви, которое, возможно, есть у конкретного человека, а дальше он сам будет делать осознанный выбор. Хорошо помню, как четырнадцать лет назад на Сахалин приехал один священник и, разговаривая со мной — тогда еще совсем юношей, назвал меня „брат“. Он это сказал не формально, а вполне искренне, и это запало в сердце. Я тогда не был практикующим христианином, скорее просто сочувствующим. До сих пор вспоминаю этого священника добрым словом. Возможно, именно это искреннее обращение помогло мне впоследствии прийти в Церковь. Эффективность православной миссии трудно оценивать. В Церковь человека приводит Бог. Очень сложно найти критерий, исходя из которого, можно сказать: вот это помогает прийти в Церковь, а это — нет. Одни сеют, а другие убирают урожай. Любое наше доброе слово и действие принесет свой плод».
Пастырь уверен, в том, что «в Церковь возможно привести только через любовь. Когда другой человек видит эту любовь и понимает, что за ней стоит не прагматический интерес, а он интересен и важен тебе потому, что ты — христианин, то это дорогого стоит. Осознание искреннего личного участия православного друга может помочь человеку сделать выбор и прийти ко Христу. Может, это будет вскоре, может быть, через пять-десять лет, но по своему опыту могу сказать, что срок не будет очень долгим. Миссионерская деятельность наиболее эффективна, когда она носит „штучный“ характер, а не массовый. Убежден, что для такой адресной формы православной миссии социальные сети являются очень серьезным ресурсом, которым Церкви жизненно необходимо заниматься». Русская линия