В Москве открылась международная конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности»
23 сентября 2015 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира начала работу международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству, сообщает Патриархия.ru.
Божественную литургию в Воскресенском храме обители в этот день возглавил председатель Синодального отдела архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, заместитель председателя Синодального отдела архимандрит Стефан (Тараканов), духовенство обители.
За богослужением молились игумены и игумении монастырей, прибывшие для участия в форуме.
Открывая конференцию, архиепископ Феогност, возглавивший президиум, передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и призвал быть предельно искренними в обсуждении проблем монашеской жизни. В президиуме присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского Покровского монастыря.
Кандидат исторических наук, профессор Ю.А. Артамонов в докладе «Древнерусское иночество и первые монастыри на Руси» представил исторический взгляд на истоки русского монашества, особо выделив переломный момент в истории древнерусского иночества в середине XI века. В этот период существенно увеличилась численность монашества, возрос его авторитет в обществе. Начавшийся процесс внутренней консолидации иночества привел к возникновению в пределах древнего Киева целого комплекса монашеских общин, крупнейшей из которых являлась Киево-Печерская лавра.
Киево-Печерскому монастырю как колыбели русского монашества и оплоту духовной жизни Святой Руси было посвящено выступление епископа Боярского Феодосия. Докладчик подробно рассмотрел источники, свидетельствующие о том, что монастырь был основан преподобным Антонием по афонскому образцу. Значительная часть доклада была посвящена роли прп. Феодосия Печерского: введение им Студийского общежительного устава стало единственным условием сохранения монашеской общинной жизни и дальнейшего существования Печерской обители.
Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий обратил внимание слушателей на то, что на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. Для подтверждения этой мысли в своем выступлении «Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины» докладчик привел примеры не только исторические (прп. Сергий Радонежский), но и относящиеся к сравнительно недавнему времени. Епископ Порфирий напомнил об огромной роли в возрождении монашества на греческой земле старцев Иосифа Исихаста и Эмилиана (Вафидиса), а также о неоспоримой силе личности архимандрита Софрония (Сахарова), сформировавшего монашеское братство в Эссексе (Великобритания). Однако ситуация последних десятилетий в нашей Церкви складывается так, что во многих случаях первичным оказывается строительство монастырских стен, а поставленному во главе монашеской общины игумену приходится духовно расти вместе с братией.
Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, отвечая в своем докладе на вопрос, каким должен быть современный монастырь, чтобы стать источником притяжения для мирян и тихой пристанью для монашествующих, подчеркнул, что основополагающий фундамент — это внутренняя духовная жизнь обители. Дополнительные направления — миссионерская, социальная, благотворительная, научная деятельность — могут развиваться лишь по мере духовного развития монастыря.
Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем докладе «Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни» рассказала, на что необходимо обращать внимание духовному руководителю при приеме в монастырь и воспитании желающих вступить в братство. В настоящее время в обители часто приходят люди, не имеющие базовых представлений о монашестве, и игумен должен понять, с какой целью человек стремится к иночеству и как решает для себя вопросы послушания, отношения к богослужению, духовной брани и пр. Тщательный искус, по мнению иг. Викторины, должен продолжаться не менее двух лет.
Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), «Игумен (настоятель) монастыря: как сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром» зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, подворья монастыря Симонопетра архимандрит Серапион. Предметом исследования архимандрита Елисея стала личность игумена, качества, необходимые для несения им духовных обязанностей и выполнения административных функций.
В заключение первого дня конференции выступила игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (Волгоградская митрополия). Тему своего доклада «Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер» матушка Георгия раскрыла на примере духовного наследия игумении Арсении (Себряковой), воспитанницы схимонахини Ардалионы (Игнатовой). Подвижницы прошлого, наставлениям которых ныне следует обитель, считали, что незаменимым качеством духовного руководителя является долготерпение в любви и смирении, что «игумения должна словно бы переболеть страстями сестер, претерпевая их, пока они откроют ей свои сердца, чтобы она могла бережно, с любовью и многими молитвами вести их ко Христу».
В ходе конференции монашествующие имели возможность задавать вопросы докладчикам и обсуждать насущные проблемы монастырской жизни.
Форум, собравший более 180 участников, продолжил работу 24 сентября. Доклады будут заслушаны на секции «Жизнь монастыря в современном мире», за круглыми столами игумены и игумении обсудят вопросы отношения к братии (сестрам) и управления монастырем.
По завершении работы участники примут итоговый документ. Предполагается также обмен мнениями по группам.