Согласно соцопросу, большинство россиян всегда подают милостыню…
Несмотря на десятилетия безбожного коммунистического режима и пропаганды «социалистического отношения к человеку», подавляющее большинство русских людей не утратили чувства милосердия к своим ближним и продолжают, по заповеди Христа, подавать милостыню страждущим и нуждающимся соотечественникам. Об этом говорят результаты последнего социологического опроса, который провел Фонд «Общественное мнение». В опросе участвовало 1500 респондентов из 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик России, сообщает официальный сайт ФОМ.
Согласно данным опроса, сегодня в России люди просящие милостыню — явление весьма распространенное. Только 16% опрошенных сказали, что за последние два-три года они не встречали людей просящих милостыню в общественных местах, тогда как 82% встречали, причем 58% – часто, 24% – редко. Конечно, чаще с нищенствующими сталкиваются городские жители (в мегаполисах и крупных городах в последние два-три года их видели 91−93% опрошенных), но и в сельской местности они не такая уж редкость (65%). 55% опрошенных склонны думать, что у большинства просящих подаяние есть и другие возможности выжить, прокормиться. 21% предполагают, что большинство просящих милостыню поступают так все же по нужде, от безысходности — иных возможностей для пропитания у них нет. 24% затрудняются однозначно выбрать одну из этих точек зрения.
Несмотря на распространенное убеждение, что нищенство — это бизнес, а не способ выжить, россияне довольно часто сами подают милостыню. Лишь 12% опрошенных заявили, что не подают никогда. Значимых различий в ответах в зависимости от возраста, образования и уровня дохода респондентов здесь не наблюдается; можно лишь сказать, что женщины подают чуть чаще мужчин, но и здесь различия минимальны.
Тех участников опроса, кто никогда не подает милостыню, спросили о причинах такой их установки (вопрос задавался в открытой форме). Часть из них говорили, что им самим не хватает на жизнь («кто бы мне подал, нет лишних денег»; «самим не всегда хватает»; «самому впору идти с протянутой рукой» — 2% опрошенных), остальные приводили соображения иного рода: говорили либо о том, что просящие милостыню — это мнимые нищие, профессионалы, а не истинно нуждающиеся («просят милостыню аферисты — это тот же бизнес»; «не верю в их искренность»; «за этими людьми стоит мафия» — 3%); либо о том, что эти люди могли бы сами зарабатывать себе на жизнь — только не хотят («эти люди не хотят работать»; «пусть работают, можно ведь найти работу» — 3%).
Мотивируя свое стремление подавать милостыню, многие участники опроса говорили, что подают нуждающимся, бедным, беспомощным («видно, кто нуждается»; «если видно, что людям плохо»). Некоторые подают людям у храмов, кто-то утверждает, что подают всем и всегда («всем просящим»; «есть возможность — дам, я не обеднею»). Кроме того, часть опрошенных заявили, что готовы помочь любому — но только едой или вещами («я хлеба дам любому, а денег не дам»).
Отметим, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно высказывался о необходимости милосердия, сострадания и помощи обездоленным соотечественникам. К примеру, в своем докладе на ежегодном собрании духовенства Москвы, сделанном в 2005 году, Патриарх опроверг мнение тех людей, которые не подают милостыню из-за опасения быть обманутыми, боятся того, что, помогая нищим, они помогают мафии. Боясь быть обманутыми, мы можем обойти стороной действительно нуждающегося человека, затерянного среди проходимцев, считает Предстоятель РПЦ. «Особенно часто просят денег на еду, одежду, лекарства, просят помочь добраться до дома, купить билет на поезд. Конечно, все мы знаем, что среди тех, кто приходит с просьбами, много обманщиков. Однако, думается, что самое важное в этом деле — не отказать в помощи тем, кто действительно в ней нуждается», — заявил Патриарх Алексий.
По словам Его Святейшества, «если даже десять просителей обманывают, одиннадцатый может оказаться человеком, которого действительно постигла беда, которому некуда идти». «Нельзя, чтобы такой нуждающийся человек затерялся, чтобы ему отказали потому что, мол, „все обманывают“. Надо, чтобы в Церкви любой человек мог найти помощь. Не надо оскорблять просителя недоверием, подозрениями. Можно не давать денег, но надо покормить, дать одежду или лекарства», — считает глава Русской Церкви. Русская линия