Верующие различных религий в Косово недовольны содержанием проекта Закона о религии
Несмотря на то, что в последнее время в проект Закона о религии Автономного Края Косово внесены значительные изменения, верующие различных религий не удовлетворены его содержанием. В составе рабочей группы по разработке текста закона, говорится в информации агентства, представлены православные, католики и мусульмане (три конфессии, считающиеся традиционными на данной территории), а также протестанты. В составлении текста было также предложено принять участие секте Иеговистов (этнические цыгане и сербы) и мусульманскому дервишскому ордену «бекташи», члены которого, проживающие в основном в районе города Дьяковица, — это преимущественно пожилые люди. Однако по состоянию на сегодняшний день эти две религиозные группы не играют сколько-нибудь значительной роли в подготовке данного законодательства. Профессор Кемаль Морина, декан богословского факультета исламского колледжа в Приштине, находит предлагаемый проект приемлемым, но разочарован тем, что в нем не говорится о введении религиозного образования в государственных школах и не определяются права религиозных общин на возвращение собственности, которая была конфискована при коммунистической власти, или на выплату соответствующей компенсации: «В 1950-е годы в Приштине было разрушено три или четыре мечети и одна католическая церковь. Много культовых зданий было уничтожено и в других районах. Никакой компенсации выплачено не было». Выступивший 15 июня на заседании юридического комитета Собрания Края Косово Верховный муфтий Наим Тернава заявил, что законодатели не прислушиваются к чаяниям мусульман. В дополнение к требованиям введения религиозного образования в школах и выплаты компенсаций за утраченную собственность, он предложил определить государственное жалование более 2000 мусульманским священникам-имамам. Мусульманская община требует также создания страховых фондов для работников религиозных организаций и образования Министерства по делам религий. О. Шан Зефи, представляющий в рабочей группе по составлению проекта закона Католическую церковь, говорит, что его Церковь в целом удовлетворена подготовленным текстом: «Законопроект несовершенен, ибо нет совершенства в этом мире. Но это наш первый закон о религии, и для начала он неплох». По его словам, католики надеются, что положения, которые не вошли в проект в настоящее время, могут быть внесены в него позже. Пастор Скендер Хоти из церкви центра «Эммануил» в Дьяковице выражает удовлетворение тем фактом, что из проекта закона изъято имевшееся там ранее требование о наличии для целей регистрации не менее 500 членов религиозной организации, хотя у него есть другие нерешенные вопросы относительно процедуры регистрации. Пастор Артур Красник из Братства Народа Господня, протестантской Церкви в Приштине, хотя и признает определенные положительные сдвиги в тексте проекта, которых удалось добиться за последний год, считает все же, что, в соответствии с имеющимся текстом, новым религиозным организациям трудно будет получить необходимый юридический статус. Его беспокоят также проблемы налоговых льгот для протестантов и отсутствие внеконфессионных или протестантских кладбищ. В прошлом году погребение умершего пастора пришлось произвести по мусульманскому обряду, иначе ему не нашлось бы место на кладбище в преимущественно мусульманской Дьяковице. Глава Сербской Православной Церкви в Косово епископ Раскский и Призренский Артемий (Радосавлевич) решительно отказался комментировать новый проект закона. Он придерживается политики отказа от сотрудничества с официальными косовскими учреждениями и международными организациями, действующими в Косово. Два православных священника заявили, в порядке выражения личного мнения, что предложение участвовать в разработке законопроекта не было направлено Православной Церкви с соблюдением должной процедуры. Форум 18 / Портал-Credo.Ru