Президентская библиотека выложила в свободный доступ раритетные книги по истории Валаама
Президентская библиотека перевела в электронный формат и представила на портале материалы, связанные с историей острова Валаам. Уникальные раритеты пополнили коллекцию «История Русской Православной Церкви», являющуюся одной из самых больших в 400-тысячном фонде первой национальной электронной библиотеки, сообщает Православие.Ru со ссылкой на официальный сайт библиотеки.
Оцифрована и стала общедоступной пережившая несколько изданий книга 1892 года «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей». «В благоприятную погоду июльского дня собрались мы, движимые религиозным чувством, совершить давно желанную нами поездку из С.-Петербурга на Валаам, дабы там в тишине пустынной, удаленной от мирской суеты, с должным чувством благоговения помолиться Господу Богу, поклониться Угодникам Божиим, нетленно там почивающим, и вместе с тем насладиться природою этого священного острова», — написано в этом путевом очерке. Слова удивительно перекликаются с сегодняшним днем, когда Валаам стал местом массового паломничества.
История острова и его обители тесно связана с историей становления российской государственности, развития отношений страны и Русской Православной Церкви.
«Иноческое сословие поселилось здесь со времен преподобных Сергия и Германа, живших на сем острове, как предполагают, еще в десятом столетии, следовательно, Валаам существует около девяти сот лет! — читаем ниже в том же издании. — Обитель святая Валаамская возрастала до самого цветущего состояния: братство ее преумножалось, обитель расцветала. Но были для нее и годины тяжкого испытания. Так, в 1578 году шведы, пленив Карелию, напали и на Валаамский монастырь, разграбили скудные пожитки иноков, пожгли огнем смиренные их келии, а самих порубили мечом. Игумен Макарий с тридцатью четырьмя иноками пал под мечом шведов за твердость в православной вере. Затем в 1611 году шведы вновь разрушили обитель Валаамскую до основания. Страшный этот год, казалось, кровью угасил ее навсегда; но прошло сто лет, и мощным мановением Великого Петра этот светильник монашества снова возжен на святых горах своих».
В фонде Президентской библиотеки также сохранена электронная копия «Альбома видов Валаамского Спасо-Преображенского монастыря и его скитов» 1910 года издания. В книге «Описание Валаамского монастыря» 1890 года впечатляющий визуальный ряд поддержан словом:
«Светлые воды бурного озера, вдавшись в материк Валаамских островов, образуют в разных местах живописные заливы и проливы, из которых многие служат надежным пристанищем для судов, ищущих спасения от ярости волн. В чистом зеркале спокойных вод, как исполины, величественно отражаются высокие отвесные скалы и лес, растущий по берегам заливов и проливов».
Эксперты Президентской библиотеки, отобрав для оцифровки уникальные книжные раритеты по Валааму, отметили, что в книгах много говорится и про богатое духовное наследие, которое оставили мудрые валаамские старцы. С годами их высказывания и записи стали афоризмами: старец Амвросий, например, сравнивает жизнь с колесом и наставляет иноков: «Чуть-чуть надо касаться одной стороной колеса о земном, а прочее все о небесном». Схимонах Иоанн Молчальник проповедовал: «О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного: Бог требует поста от сильных и здоровых. Святые отцы учат убивать страсти, а не тело». И еще, он же: «Некий старец сказал, что если душа имеет только слово, но не имеет дел, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плод».
В эти дни фонд Президентской библиотеки также пополнился такими книгами, как «Монастырские острова Валаам и Коневец» 1895 года, «Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре"1913 года, «Валаамская обитель» 1896 года. Они дают достаточно полное представление о бытовании острова Валаам и о его значении в жизни Русской Православной Церкви и всего российского общества как оплота духовности народа.