Комитет Госдумы по культуре охарактеризовал оперу «Дети Розенталя» как «бесовщину»
Сегодня, 23 марта в 19 часов в Большом театре состоится премьера оперы «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина. Снятия этого спектакля добиваются депутаты Госдумы. Накануне премьеры, на генеральной репетиции, побывали несколько десятков депутатов Госдумы. Их точка зрения такова — произведение вредное, а сам Владимир Сорокин — порнограф, сообщает радиостанция «Эхо Москвы». Так, член комитета Госдумы по культуре Ирина Савельева (фракция «Родина») подвергла оперу «Дети Розенталя» резкой критике. Как сообщала РЛ, 2 марта депутаты поручили думскому комитету по культуре проверить информацию о постановке на новой сцене Большого театра оперы «Дети Розенталя». Народных избранников возмутил сам факт, что пьесы Сорокина, известного своими похабными сюжетами и нецензурной лексикой, будут показаны на сцене прославленного театра страны. «Это откровенная бесовщина на сцене», — заявила И. Савельева после просмотра оперы. В разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» Савельева назвала «Детей Розенталя» «культпросветовской буффонадой 20-х годов и капустником низкого уровня, недостойным сцены Большого театра». «Смысл спектакля: что-то зарождается гениальное в этой поганой, бедной, дебильной России, и все умирает», — сказала собеседница агентства. По ее оценке, как в самих литературных произведениях В. Сорокина, так и на сцене «налицо откровенная русофобия». И. Савельева также заявила, что думский комитет по культуре, который до генеральной репетиции выразил озабоченность в связи с постановкой спектакля на либретто В. Сорокина, был совершенно прав, и депутаты намерены отстаивать свою позицию, сообщает Интерфакс. «Мы будем обращаться, в том числе в Счетную палату, так как здесь есть и финансовые проблемы», — отметила И.Савельева. Кроме того, по ее словам, депутаты намерены направить «прямое обращение к Президенту России». «Было бы полезно руководителям страны с членами семей побывать на этом спектакле, чтобы убедиться в его непрофессиональности и слабости», — сказала депутат, выразив недоумение тем, что «на сцене Большого театра — хор проституток», передает Интерфакс. Просмотревший вместе с депутатами репетицию оперы глава Союза кинематографистов Никита Михалков, заявил, что в опере нет «ни драматургии, ни глубинной идеи». Впрочем, популярную в Госдуме мысль о «недопустимости постановки» Михалков не поддержал, объясняя это тем, что «наложение вето на его произведения сделает из Сорокина мученика», — сообщает «Коммерсант». Напомним, что уже несколько дней у Большого давние противники творчества Сорокина из движения «Идущие вместе» проводят пикет. Сегодня к ним присоединились представители партии Сергея Бабурина. Его помощник, Юрий Бондаренко говорит, что «Детей Розенталя» уместнее было бы ставить где-нибудь на Бродвее, но никак не на главной сцене страны, сообщает «Эхо Москвы». Основную идею оперы сам композитор Леонид Десятников определил всего в трех словах: «Клоны композиторов-классиков». Именно их по сюжету оперы смастерил бежавший из фашистской Германии в СССР профессор Розенталь. Мастерил в свободное от работы время, в перерывах между изготовлением стахановцев для нужд советской армии и сельского хозяйства. Так называемых «музклонов» в пьесе пять — Вагнера, Чайковского, Моцарта, Верди и Мусоргского. Эти пять композиторов-дублей живут у профессора дома, взаперти, на полулегальном положении. Сталину он представляет их как своих детей. В 1992-м доктор Розенталь умирает от глубокой старости. Его лаборатория закрывается, потому что у государства нет денег, чтобы содержать её. Композиторы же лишаются государственного содержания и начинают просить милостыню на площади у Курского вокзала. Работают уличными музыкантами. В это время Моцарт — романтический герой Сорокина знакомится с проституткой Таней, в которую влюбляется. Концовка четвертой картины, отмечают СМИ, напоминает пьесу Венедикта Ерофеева «Варфоломеевская ночь» — все гибнут от отравленной водки. Остается один — Моцарт — так как его предка уже травили, у него выработался иммунитет к яду. Не исключено, что в Большом театре во время спектакля могут быть бурные акции протеста — на эту мысль наводит то обстоятельство, что «Идущие вместе» приобрели на сегодняшнюю премьеру очень много билетов, отмечает «Эхо Москвы». Впрочем, лидер «Идущих вместе», Василий Якименко обещает, что никаких беспорядков не будет. Между тем, генеральный директор Большого Анатолий Иксанов полагает, что решать, соответствуют, или не соответствуют «Дети Розенталя» уровню театра, должны зрители. Будем надеяться, что российский зритель сделает правильный выбор. Русская линия