Русская линия
Сводка новостей от 29 января 2005

Секция «Церковное искусство» прошла в рамках Рождественских чтений

Секция «Церковное искусство» состоялась 26 января в рамках Рождественских образовательных чтений. Заседание, работу которого координировали декан факультета церковно-исторической живописи РПУ св. ап. Иоанна Богослова, доктор искусствоведения Михаил Соколов и преподаватель Библейско-богословского института св. ап. Андрея Первозванного и РПУ св. ап. Иоанна Богослова искусствовед Ирина Языкова, прошло в Государственном литературном музее в Москве.
С докладом «Проблема канона в древнерусской традиции» выступила сотрудник НИИ Российской академии художеств, кандидат искусствоведения И. Бусева-Давыдова. Рассказывая об истории появления иконописной традиции, докладчица отметила, что первоначально художники использовали в иконописи язык античной живописи, за что получали упреки от противников иконопочитания. В то время Церковь относилась к иконе прагматически: чтобы верующие могли читать на ней то, чего не могли прочесть в текстах. Канон же в области художественной формы и как кодифицированное постановление в иконописи никогда не существовал. Можно говорить о традиции, которая сформировалась за столетия развития церковной живописи и приобрела, особенно на Руси, силу «неписаного канона». Когда говорят «канон» — имеют ввиду прежде всего эту традицию, которая сохранилась в XVIII—XIX вв.еках благодаря старообрядцам, подчеркнула И. Бусева-Давыдова. Во второй половине XIX — начале ХХ веков традиция приобрела особое значение для русской Церкви. В то же время продолжало существовать и академическое направление. В современной иконописи, по словам искусствоведа, «насаждается» стилистика древнерусской иконы. «Хотелось бы, чтобы художники осознавали, что этот путь не является единственным путем, который ведет к храму», — заключила докладчица.
Профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, кандидат искусствоведения Г. Колпакова выступила с докладом «К истории сложения алтарной преграды». Иконостас — квинтэссенция византийско-русской традиции, и в истории его появления докладчица выделила и продемонстрировала на слайдах несколько этапов. Один из них — средне-византийский — был особенно значим. «Отправной точкой» для любой алтарной преграды служит раннехристианская преграда, или пастигиум: в нем находились серебряные или позолоченные скульптуры Христа и апостолов. Пастигиумы появились, когда в Церковь «пришли массы неофитов и, в отличие от катакомбного периода Церкви, понадобилось отделить мир священнослужителей от мира предстоящих и верных». Другая причина появления пастигиума — репрезентативная: пастигиум представлял Христа и апостолов как действующую новую власть. Вторым этапом формирования конструкции, отделявшей алтарь от остального пространства, признается доиконоборческий период, время V—VI вв.еков. Возникновение преграды следует связывать с архитектурными и литургическими изменениями, а также заменой процессионного раннехристианского богослужения на статичное, перенос литургической активности в центр храма. Ключевым моментом стало появление амвона, ставшего средоточием богослужения. Алтарная преграда исчерпала себя к концу VII века по мере развития драматургии литургии. В дальнейшем алтарная преграда становится плоским барьером, и обретает новый смысл: становится проекцией алтаря, престола. Представление о том, что алтарная преграда стала закрываться иконами, является ложным, утверждает искусствовед. Иконостас появился только в XVIII-XIX столетиях.
Преподаватель Общедоступного православного университета А. Меня Л. Ратнер представила доклад «Пространство как диалог в „Троице“ Андрея Рублева». Докладчица отметила, что художник использовал «систему обратной перспективы», которая дает возможность зрителю ощутить себя «внутри иконы». Это позволяет молящимся «обретать иконное пространство»; икона становится «окном в вечность».
О традиции оформления рак святых мощей рассказала И. Соколова, сотрудник музеев Московского Кремля. В древней Руси, в отличие от античности и средневекового Запада, традиция скульптурного изображения умерших на надгробиях существовала только по отношению к святым, отметила И. Соколова. Этим подчеркивается важнейшее качество святых тел — их нетление. Таким образом, все сохранившиеся до нашего времени скульптуры позднего средневековья (XVI-XVII вв.) — рельефные фигуры — помещались на крышке саркофага. Скульптурное изображение, близкое к реальному, с устойчивыми чертами лица, свидетельствует о практике «приходить» к святому и обращаться к нему «как к живому». Святителя, как правило, изображали с Евангелием в левой руке, преподобного — со свитком. Существует мнение о связи русских надгробий с Византией, сообщила далее докладчица, отметив при этом, что по мнению известного искусствоведа Игоря Грабаря, российский опыт скорее связан с традицией погребения святых в открытых гробах (например, в Киево-Печерской лавре).
Драгоценный металл, из которого изготовлялись скульптурные надгробия, стал причиной гибели многих из них, и до нас дошли только деревянные скульптуры XVI—XVII вв.еков. В XVII веке традиция угасает — предпочтение отдается ракам с гладкими крышками.
Ирина Языкова рассказала о творческом наследии иконописца инока Григория Круга. Изложив биографию художника (родившегося в России и состоявшегося как иконописец в эмиграции, принявшего монашество) докладчица продемонстрировала на слайдах копии его работ. Именно Григорий Круг открыл для Запада русскую икону, отметила И. Языкова. «Его работы отличаются индивидуальной манерой; как наследник модерна он уделяет внимание силуэту, эффекту красочного пятна», — подчеркнула искусствовед. В творчестве о. Григория воплощен исихастский опыт, но это может быть отдельной темой для исследования, сказала Ирина Языкова.
Благовест-инфо / Седмица.Ru

Могут ли православные журналисты быть конкурентами друг другу
В рамках Рождественских чтений состоялось ежегодное заседание Клуба православных журналистов...

Тоска по подлинной России
В Москве состоялся митинг в поддержку голодающих депутатов Государственной Думы от фракции «Родина»...

Как приспособить Православие к потребностям мира
Об этом размышляли на заседании круглого стола «Место православия в средствах массовой информации»...

Вести с Чеченской войны

Борис Березовский намерен в скором времени оказаться в Киеве
Платон Еленин планирует приезд в Москву...

Симпозиум «Ялта 1945−2005: от биполярного мира к геополитике будущего» состоится 4−6 февраля

Давос: Виктор Ющенко просит помощи у Европы
А взамен обещает «европейскую красивую нацию»...

Владимир Лазаревич добровольно отправляется в Гаагу
Сербский генерал считает, что этим он поможет стране...

Группа православных верующих просит прокуратуру возбудить уголовное дело против организаторов выставки «Россия-2»

Устроители выставки «Россия-2» хотят прославиться путем оскорбления христиан, считают в Русской Церкви

Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций проверит, является ли выставка «Россия-2» кощунственной

Участники Рождественских чтений обратились к руководству РФ

Участники Рождественских чтений приняли обращение к общественности

МИД РФ: «рецепт» МКГ по косовскому урегулированию опасен

Несмотря на госпитализацию Андрея Савельева голодовка будет продолжена

В заседании Ученого совета Уральского горного университета приняли участие священнослужители

В Серпухове будет площадь имени героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго

Диакон Андрей Кураев предлагает отмечать в России День святого Валентина как православный праздник

В Ирбите строится храм в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Секция «Церковное искусство» прошла в рамках Рождественских чтений

Митрополит Кирилл принял участие в работе XXIX Академических чтений по космонавтике

Один из крупнейших этнографических музеев откроется в Костроме

В «Новом манеже» открывается выставка «Костромская икона»

Диакон Андрей Кураев призывает духовенство использовать молодежную субкультуру в миссионерской работе

В краснодарском храме-часовне Александра Невского начались регулярные службы

Близится к завершению восстановление новгородского храма XIV века, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

С колокольни Ивана Великого в Кремле вскоре можно будет любоваться Москвой

Секция «Миссионерство в семье и школе: просвещение, воспитание, образование» проходила в рамках ХIII Рождественских чтений

В военном городке под Петербургом преподают основы ислама

Адепты секты «Фалуньгун» всеми правдами и неправдами пытаются закрепиться в России

Президент РФ: сотрудничество России с НАТО дает результаты

305 тыс. россиян поражены ВИЧ и 100 тыс. — туберкулезом

Церетели обещает построить в Москве «Диснейленд» в три раза больше американского

ВМФ России получит на вооружение две новейшие стратегические субмарины

С 29 января по 23 февраля в храмы Киевской епархии придут Чернобыльские святыни

Утраченная святыня Свято-Ильинского монастыря вернулась в родную обитель

Представители русскоязычной интеллигенции Украины выступили в защиту русского языка

В КНДР состоялось первое за многие десятилетия православное венчание

Раввины хотят взыскать с Ватикана за спасённых от фашистов еврейских детей

В церквях ЮАР сохраняются расистские настроения

Три четверти иракских суннитов бойкотируют выборы

Полицейских Чикаго учат религиозной толерантности

Террорист-смертник взорвал автомобиль у шиитской мечети в Багдаде

В Шотландии будут поощрять половую распущенность подростков

В Стэнфордском университете пытаются создать мутанта — мышь с человеческим мозгом

Проект Конституции ЕС одобряют 49% европейцев

Американцы не знают об участии СССР во Второй мировой войне

Треть прибыли Американской федерации по контролю за рождаемостью — доходы от абортов

Сторонники Аббаса потерпели поражение на выборах в секторе Газа

Филиппинские войска проводят операцию против боевиков

Израильская армия прекращает операции в Иудее, Самарии и секторе Газы


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru