Об этом размышляли на заседании круглого стола «Место православия в средствах массовой информации»…
Круглый стол «Место православия в средствах массовой информации» прошел 27 января в рамках Третьей общецерковной выставки «Православная Русь» в московском Гостином дворе. Ведущий круглого стола, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин первым предоставил слово заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерею Всеволоду Чаплину, который отметил, что данная тема — «Церковь и СМИ» — очень популярна: в последние годы об этом говорят часто и много. По словам о. Всеволода, людей верующих эта тема интересует прежде всего с точки зрения миссии через СМИ, причем осуществляться эта миссия может не только через «чисто церковную» прессу, но и через светские масс-медиа, пишущие о Церкви. За последние 7−8 лет, считает зампред ОВЦС, россияне стали знать намного больше о Церкви, и в этом — огромная заслуга именно светских СМИ, в первую очередь телевидения. По подсчетам о. Всеволода, приходские священники имеют напрямую влияние всего на 2−3 млн. жителей России, и ликвидировать в целом по стране полное неведение о Церкви они бы просто не могли.
По словам главного редактора сайта «Религия и СМИ» Александра Щипкова, современная православная пресса предназначена в основном для двух категорий верующих: молодежи и неофитов, а также тех, кто завершает свой жизненный путь. Что касается самой социально активной возрастной группы — от 30 до 50-ти лет, то им церковная пресса уделяет слишком мало внимания. Выступавший также выразил пожелание, чтобы в СМИ более четко проводилась граница между «фактами» и «мнениями».
Этот тезис Александра Щипкова развил Сергей Чапнин, подчеркнувший, что для современных российских СМИ характерно смешение «пиара и журналистики». В церковной прессе, считает Чапнин, дела обстоят несколько лучше — она не столь ангажирована, как светская, хотя и здесь (в частности, в епархиальных изданиях) имеет место смешение с пиаром. Серьезная проблема церковной прессы, продолжил ответственный редактор «Церковного вестника», — отсутствие обратной связи с читателями, большинство которых воспринимает информацию «как продукт потребления».
Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда с сожалением отметил, что с 1988 года, когда началось возрождение православия в России, и до сегодняшнего дня общество осознало только одну проблему Церкви — восстановление и строительство храмов. Церковные СМИ, которых сегодня в стране около 870, являются, по словам выступавшего — «каплей рядом с морем» светских изданий, коих насчитывается 42 000.
О своей работе над программой «Русский взгляд» рассказал известный телеведущий Иван Демидов. Охарактеризовав себя как православного неофита, ветеран российского телевидения поведал, что он решил делать православную программу не без влияния митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который как-то раз в ответ на его вопрос сказал, что «раскручивать» Церковь должны не священнослужители, а миряне. По словам Демидова, распространенное среди многих православных мнение о том, что на российском телевидении работают в основном антицерковно настроенные люди, глубоко ошибочно — среди известных ведущих много глубоко верующих людей, сочетающих личное благочестие со способностью говорить на «острые» темы. В качестве примера он назвал популярную ведущую Юлию Меньшову, которую в свое время сам боялся брать на телевидение, думая, что ее религиозность приведет к «высушиванию» передач. Как отметил Иван Демидов, излишнее подчинение творческих деятелей церковным инстанциям не нужна — лично для себя он считает достаточным два уровня такой субординации: принадлежность к Русской Православной Церкви и советы с духовником.
Диссонансом с позицией А. Щипкова и С. Чапнина прозвучала реплика протоиерея Александра из Курской епархии, заявившего, что Церкви не следует чрезмерно заботиться о поиске языка проповеди, понятного внешнему миру. Сегодня о православии слышали практически все россияне, и это дело их личного выбора — принимать Христа или не принимать. Мир может или принять Церковь и спастись или отвергнуть ее и быть осужденным, заявил о. протоиерей. Что же касается обилия светских СМИ, о котором говорили другие выступавшие, то, по словам о. Александра, — это лишь очередной пример «расслабленности мира».
Прямо противоположную точку зрения высказал, как ни странно, секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов, назвавший отказ от диалога с миром «богословским дезертирством» (видимо, имелась ввиду позиция о. Александра). Одним из приоритетов церковной миссии К. Фролов считает преодоление «субкультурности», выход из духовного гетто, в котором нередко оказываются православные.
В заключение круглого стола слово взял ответственный секретарь Межрелигиозного совета России (МСР) Роман Силантьев, рассказавший о новом информационном проекте «Интерфакс-Религия». Создание этого интернет-портала в рамках одного из крупнейших российских новостных агентств, по словам Силантьева, наглядно демонстрирует, что религия перестала восприниматься как нечто маргинальное. Ежедневно на сайте регистрируется до 30 000 запросов, в этом отношении «Интерфакс-Религия» оставляет далеко позади все остальные отечественные интернет-ресурсы, посвященные религии. Одна из задач портала, отметил Роман Силантьев, — давать правдивую информацию о жизни российских религиозных общин, чтобы не выходило так, что «псевдоправославные юрисдикции», насчитывающие от силы 3000 последователей, «забивали» на информационном поле мусульман и буддистов. По материалам сайта «Религия и СМИ». Русская линия