Русская линия
Сводка новостей от 30 декабря 2000

МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ ЖАЛУЮТСЯ ПРЕЗИДЕНТУ НА ЦЕРКОВЬ

По сообщениям информационных агентств, музейные работники в разговоре с Президентом упрекнули Русскую Православную Церковь в нежелании сотрудничать с музеями в вопросах реставрации и охраны памятников. Как утверждают сотрудники государственных музеев, Церковь настаивает на том, что все переданные ей
исторические памятники «должны оставаться в первозданном виде».
Проблема взаимоотношений Церкви и музеев не нова. Когда на рубеже 1980−1990-х гг. первые музейные объекты стали передаваться в пользование Православной Церкви, не только музейное работники, но и представляющее их интересы Министерство культуры отнеслись к происходящему настороженно. В 1991 г.
Патриарх Алексий II передал властям подробный список из сотен храмов и монастырей, на возвращение которых надеется Церковь. В этом списке были объекты, находившиеся в ведении Министерства культуры или Общества охраны памятников. Последние стали выражать уже не настороженность, а прямое несогласие с
изъятием из их ведения большого числа объектов, тем более что в ряде случаев общины, которым передавались храмы, вели себя крайне нетерпеливо. Случались эксцессы: в подвалы сваливали музейные экспозиции, музейным работникам не давали проходить в переданные Церкви здания, опасаясь, что они могут
попытаться в этих зданиях удерживаться как можно больше. Складывались и противоположные ситуации, когда сотрудники музеев, получившие предписание освободить для церковных общин передаваемые им помещения, подолгу из них не выезжали, устраивали либо глухой саботаж принятых муниципальными властями
решений, либо обращались в судебные инстанции с требованием пересмотреть эти решения и оставить здания в ведении музеев. В большинстве случаев суды занимали сторону Церкви, причем решения принимались трех типов:
— устанавливался более или менее продолжительный срок окончательного освобождения помещений;
— муниципальным властям предлагалось подыскать для выселяемых другие помещения, до переезда в которые церковные общины соглашались не требовать немедленного освобождения помещений;
–предлагалось решить вопрос о возможности сосуществования храма и музея в одном помещении на взаимоприемлемых условиях.
Что же касается упреков музейных работников в адрес Церкви, то они просто не соответствуют реальному положению вещей. Проблема не в том, что Церковь отказывается от сотрудничества в реставрации памятников, а в совершенно противоположном.
Для храмов, которые специальной экспертизой признавались особо ценными памятниками истории и культуры, было предусмотрено их т.н. «совместное использование», оказавшееся, впрочем, весьма туманным термином.
Примером «совместного использования» стал, в частности, храм Покрова Божией Матери в Филях, тяжба вокруг которого продолжается не первый год, в результате чего музей лишен возможности полноценной работы, а назначенного в храм настоятеля о. Бориса Михайлова и его прихожан вообще не пускали в храм на
протяжении нескольких лет. До сих пор реставрационными мастерскими имени И.Э. Грабаря совершенно не освобожден московский храм Воскресения Христова в Кадашах. Долгое время православные верующие служили молебны на ступенях храма св. великомученицы Екатерины на Всполье, куда те же реставраторы их не
пускали. В том же ряду примеров — храмы Санкт-Петербурга, северных русских городов, Ярославля, Углича.
Совместное использование предполагало, что Церковь обязуется бережно относиться к зданию, не предпринимать никакой его переделки без согласия инспекции по охране памятников, все действия по текущему и капитальному ремонту согласовывать с муниципальными архитекторами и т. д. На деле такой статус
переданных Церкви (не в собственность, а в бесплатную аренду при совместном использовании с Министерством культуры!) памятников истории и культуры позволял министерству блокировать любые инициативы по реставрации храмов на том основании, что реставрация изменяет первозданный облик храма. Так что
оказывалось, что как раз не Церковь, а музеи тормозили процесс сохранения и реставрации памятников, настаивая неизвестно на чем.
Как сохранялись в предшествующие десятилетия «охраняемые государством» руины храмов, монастырей и особняков всем хорошо известно. В советские годы настоятели и общины действующих храмов тайно и по ночам осуществляли запрещенный текущий ремонт разваливающихся памятников архитектуры, рискуя навлечь на
себя гнев Совета по делам религии. При этом государство в лице министерства культуры, под «охраной» которого эти памятники находились, нисколько не стремилось убеждать государство разрешить ремонтировать храмы хотя бы силами церковных приходов.
Теперь же, когда Церковь, живо заинтересованная самой непосредственной и острой религиозной заинтересованностью в сохранении преданных поруганию святынь, взялась за дело, благие результаты проявились немедленно. За невероятно короткие сроки многие сотни городских и сельских храмов были восстановлены
в первозданной красоте. Священнослужители и прихожане воссозданных храмов по крупицам собирали рассеянные по разным архивам и библиотекам исторические сведения о своих святынях, обращая особое внимание на необходимость строгого соответствия реставрационных работ первоначальному виду храмов. Если при
этом возводились какие-то новые постройки — церковные дома, приходские библиотеки, воскресные школы, — против чего возражали музейные хранители, то никакого ущерба от этого не было. Напротив, были явные преимущества: сиротливо стоявшие храмовые здания вписывались в свойственный им церковный
ландшафт, в котором они, как правило, и существовали до революции (в городах было привычным такое соседство: храм — дом священника — приходской дом).
С 1992 г., с начала периода массовой передачи культовых зданий Церкви, даже созывались совещания и проводились конференции, посвященные урегулированию спорных вопросов и просто обмену мнениями. С церковной стороны выступали православные священнослужители и миряне, не чуждые миру музеев и
искусствоведения (протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Владимир Силовьев, протоиерей Димитрий Смирнов, историк Владимир Махнач и др.) и потому способные говорить с музейными работниками на профессиональном языке. Общий итог этих совещаний и конференций был таков: все культовые здания должны
быть возвращены Церкви вне всякого сомнения, но о механизмах взаимодействия Церкви и музеев нужно размышлять как в концептуальном плане, так и в каждом конкретном случае.
Время показало, что все рекомендации оказались весьма прекраснодушными — взаимнопонимания не получается. Сегодня музейные работники пожаловались на Церковь Президенту. Вечером, когда Президент, как обещал, поговорит об этом с членами Священного Синода, последние пожалуются ему на музейных
работников. А тем временем многочисленные памятники истории и культуры, являющиеся православными святынями и лишенные законного, полноправного и благоговейного попечения, так и «охраняются государством», разваливаясь на куски в «первозданном виде».
Страна.Ru
  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И ЧЛЕНОВ СВЯЩЕННОГО СИНОДА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ

ГЛАВА РУССКОЙ ЦЕРКВИ НАДЕЕТСЯ НА УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С КАТОЛИКАМИ В XXI ВЕКЕ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ ПАПУ РИМСКОГО С РОЖДЕСТВОМ

НАДГРОБНОЕ СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ НА ОТПЕВАНИИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ДИОДОРА

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ ПРЕДЛАГАЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ ЦЕРКВИ ОСОБЫЕ ЛЬГОТЫ

МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ ЖАЛУЮТСЯ ПРЕЗИДЕНТУ НА ЦЕРКОВЬ

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНЬ

ТЕКСТ НОВОГО ГИМНА РОССИИ

НА ПОГРЕБЕНИИ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ДИОДОРА МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ ОГЛАСИЛ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ

УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ВЛАСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИХОЖАНЕ СВЯТОТРОИЦКОГО СОБОРА В КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ СНЕЖНОЙ СТАТУИ БУДДЫ РЯДОМ С ХРАМОМ

ПАТРИАРХ НАПРАВИЛ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ИЗБРАНИЕМ ГУБЕРНАТОРУ

НАД РУССКИМ ДОМОМ НАВИСЛА УГРОЗА

ЦЕНТР «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ПРЕДСТАВИЛ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ НА ВЫСТАВКЕ «ПАРАД ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ»

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ И МЭР МОСКВЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ВСЕМИРНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕЩАНИЕ РАДИО «РАДОНЕЖ» — ТЕПЕРЬ И НА УКРАИНЕ, В БЕЛОРУССИИ И МОЛДОВЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ

ОСВЯЩЕН ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ В УРОЧИЩЕ ГАНИНА ЯМА

АРМЯНСКИЕ ОБЩИНЫ ПОМОГАЮТ СТРОИТЕЛЬСТВУ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО БОЛЬНИЧНОГО ЦЕРКОВНОГО КОМПЛЕКСА

ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН

ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

МОСКОВСКИЕ КАТОЛИКИ И ПРОТЕСТАНТЫ УЖЕ ОТМЕТИЛИ РОЖДЕСТВО

ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПРОШЛОГОДНИХ ТЕРАКТОВ В МОСКВЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ ОКАЗАЛИСЬ ВАХХАБИТЫ

МУСУЛЬМАНЕ ОТМЕТИЛИ УРАЗА-БАЙРАМ

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОЗДРАВИЛ МУСУЛЬМАН С ПРАЗДНИКОМ УРАЗА-БАЙРАМ

ПРАЗДНИК ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ ОДЕССКОГО И УСТАНОВКА КРЕСТА НА КОЛОКОЛЬНЕ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГОСЯ СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

ВЫСТАВКА «ПОД ЗВЕЗДОЙ ВИФЛИЕМА»

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОДЕССЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ УКРАИНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО В КИЕВ МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ

ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ В НАРУШЕНИЕ КАНОНОВ, БЕЗ ВЕДОМА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ, НАМЕРЕН ПРИБЫТЬ НА УКРАИНУ

МОЛЕБЕН В КИЕВЕ

НАИВНОСТЬ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ? УКРАИНСКИЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР НАДЕЕТСЯ, ЧТО ПАПСКИЙ ВИЗИТ НА УКРАИНУ БУДЕТ СОДЕЙСТВОВАТЬ «ОБЪЕДИНЕНИЮ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА»

ЦЕРКОВНЫЕ И СВЕТСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРИГЛАШАЮТ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА

ПАПСКИЙ ВИЗИТ В АРМЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАН НА ОСЕНЬ БУДУЩЕГО ГОДА

ГЛАВЫ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ИЕРУСАЛИМЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ВЗАИМНЫХ ПРИВЕТСТВИЙ НА РОЖДЕСТВО

ОБОСТРЕНИЕ ОБСТАНОВКИ В ЧЕРНОГОРИИ

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

БЕТОННАЯ ГЛЫБА ВЕСОМ ОКОЛО ДВУХСОТ КИЛОГРАММОВ РУХНУЛА С ФАСАДА СОБОРА СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В БАРСЕЛОНЕ

КАТОЛИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО В ВИФЛЕЕМЕ

НА КУБЕ РАЗРЕШЕНО ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА

НАЙДЕНА ПЕЩЕРА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

ПАПА РИМСКИЙ КРИТИКУЕТ ЕВРОПЕЙСКУЮ ХАРТИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПАПА РИМСКИЙ ПОЗДРАВИЛ КАТОЛИКОВ С РОЖДЕСТВОМ

ЯСИР АРАФАТ ПОСЕТИЛ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ СЛУЖБУ В КАТОЛИЧЕСКОМ СОБОРЕ ИЕРУСАЛИМА

ГЕЙТС СПОНСИРУЕТ ПРОГРАММЫ «ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ»

ИЗРАИЛЬТЯНЕ НЕ ОТДАДУТ ПАЛЕСТИНЦАМ ХРАМОВУЮ ГОРУ

РАМАДАН ЗАКОНЧИЛСЯ В ИЕРУСАЛИМЕ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика