Русская линия
Сводка новостей от 30 декабря 2000

МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ ЖАЛУЮТСЯ ПРЕЗИДЕНТУ НА ЦЕРКОВЬ

По сообщениям информационных агентств, музейные работники в разговоре с Президентом упрекнули Русскую Православную Церковь в нежелании сотрудничать с музеями в вопросах реставрации и охраны памятников. Как утверждают сотрудники государственных музеев, Церковь настаивает на том, что все переданные ей
исторические памятники «должны оставаться в первозданном виде».
Проблема взаимоотношений Церкви и музеев не нова. Когда на рубеже 1980−1990-х гг. первые музейные объекты стали передаваться в пользование Православной Церкви, не только музейное работники, но и представляющее их интересы Министерство культуры отнеслись к происходящему настороженно. В 1991 г.
Патриарх Алексий II передал властям подробный список из сотен храмов и монастырей, на возвращение которых надеется Церковь. В этом списке были объекты, находившиеся в ведении Министерства культуры или Общества охраны памятников. Последние стали выражать уже не настороженность, а прямое несогласие с
изъятием из их ведения большого числа объектов, тем более что в ряде случаев общины, которым передавались храмы, вели себя крайне нетерпеливо. Случались эксцессы: в подвалы сваливали музейные экспозиции, музейным работникам не давали проходить в переданные Церкви здания, опасаясь, что они могут
попытаться в этих зданиях удерживаться как можно больше. Складывались и противоположные ситуации, когда сотрудники музеев, получившие предписание освободить для церковных общин передаваемые им помещения, подолгу из них не выезжали, устраивали либо глухой саботаж принятых муниципальными властями
решений, либо обращались в судебные инстанции с требованием пересмотреть эти решения и оставить здания в ведении музеев. В большинстве случаев суды занимали сторону Церкви, причем решения принимались трех типов:
— устанавливался более или менее продолжительный срок окончательного освобождения помещений;
— муниципальным властям предлагалось подыскать для выселяемых другие помещения, до переезда в которые церковные общины соглашались не требовать немедленного освобождения помещений;
–предлагалось решить вопрос о возможности сосуществования храма и музея в одном помещении на взаимоприемлемых условиях.
Что же касается упреков музейных работников в адрес Церкви, то они просто не соответствуют реальному положению вещей. Проблема не в том, что Церковь отказывается от сотрудничества в реставрации памятников, а в совершенно противоположном.
Для храмов, которые специальной экспертизой признавались особо ценными памятниками истории и культуры, было предусмотрено их т.н. «совместное использование», оказавшееся, впрочем, весьма туманным термином.
Примером «совместного использования» стал, в частности, храм Покрова Божией Матери в Филях, тяжба вокруг которого продолжается не первый год, в результате чего музей лишен возможности полноценной работы, а назначенного в храм настоятеля о. Бориса Михайлова и его прихожан вообще не пускали в храм на
протяжении нескольких лет. До сих пор реставрационными мастерскими имени И.Э. Грабаря совершенно не освобожден московский храм Воскресения Христова в Кадашах. Долгое время православные верующие служили молебны на ступенях храма св. великомученицы Екатерины на Всполье, куда те же реставраторы их не
пускали. В том же ряду примеров — храмы Санкт-Петербурга, северных русских городов, Ярославля, Углича.
Совместное использование предполагало, что Церковь обязуется бережно относиться к зданию, не предпринимать никакой его переделки без согласия инспекции по охране памятников, все действия по текущему и капитальному ремонту согласовывать с муниципальными архитекторами и т. д. На деле такой статус
переданных Церкви (не в собственность, а в бесплатную аренду при совместном использовании с Министерством культуры!) памятников истории и культуры позволял министерству блокировать любые инициативы по реставрации храмов на том основании, что реставрация изменяет первозданный облик храма. Так что
оказывалось, что как раз не Церковь, а музеи тормозили процесс сохранения и реставрации памятников, настаивая неизвестно на чем.
Как сохранялись в предшествующие десятилетия «охраняемые государством» руины храмов, монастырей и особняков всем хорошо известно. В советские годы настоятели и общины действующих храмов тайно и по ночам осуществляли запрещенный текущий ремонт разваливающихся памятников архитектуры, рискуя навлечь на
себя гнев Совета по делам религии. При этом государство в лице министерства культуры, под «охраной» которого эти памятники находились, нисколько не стремилось убеждать государство разрешить ремонтировать храмы хотя бы силами церковных приходов.
Теперь же, когда Церковь, живо заинтересованная самой непосредственной и острой религиозной заинтересованностью в сохранении преданных поруганию святынь, взялась за дело, благие результаты проявились немедленно. За невероятно короткие сроки многие сотни городских и сельских храмов были восстановлены
в первозданной красоте. Священнослужители и прихожане воссозданных храмов по крупицам собирали рассеянные по разным архивам и библиотекам исторические сведения о своих святынях, обращая особое внимание на необходимость строгого соответствия реставрационных работ первоначальному виду храмов. Если при
этом возводились какие-то новые постройки — церковные дома, приходские библиотеки, воскресные школы, — против чего возражали музейные хранители, то никакого ущерба от этого не было. Напротив, были явные преимущества: сиротливо стоявшие храмовые здания вписывались в свойственный им церковный
ландшафт, в котором они, как правило, и существовали до революции (в городах было привычным такое соседство: храм — дом священника — приходской дом).
С 1992 г., с начала периода массовой передачи культовых зданий Церкви, даже созывались совещания и проводились конференции, посвященные урегулированию спорных вопросов и просто обмену мнениями. С церковной стороны выступали православные священнослужители и миряне, не чуждые миру музеев и
искусствоведения (протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Владимир Силовьев, протоиерей Димитрий Смирнов, историк Владимир Махнач и др.) и потому способные говорить с музейными работниками на профессиональном языке. Общий итог этих совещаний и конференций был таков: все культовые здания должны
быть возвращены Церкви вне всякого сомнения, но о механизмах взаимодействия Церкви и музеев нужно размышлять как в концептуальном плане, так и в каждом конкретном случае.
Время показало, что все рекомендации оказались весьма прекраснодушными — взаимнопонимания не получается. Сегодня музейные работники пожаловались на Церковь Президенту. Вечером, когда Президент, как обещал, поговорит об этом с членами Священного Синода, последние пожалуются ему на музейных
работников. А тем временем многочисленные памятники истории и культуры, являющиеся православными святынями и лишенные законного, полноправного и благоговейного попечения, так и «охраняются государством», разваливаясь на куски в «первозданном виде».
Страна.Ru
  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

НАДГРОБНОЕ СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ НА ОТПЕВАНИИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ДИОДОРА

СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И ЧЛЕНОВ СВЯЩЕННОГО СИНОДА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ

ГЛАВА РУССКОЙ ЦЕРКВИ НАДЕЕТСЯ НА УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С КАТОЛИКАМИ В XXI ВЕКЕ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ ПАПУ РИМСКОГО С РОЖДЕСТВОМ

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ ПРЕДЛАГАЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ ЦЕРКВИ ОСОБЫЕ ЛЬГОТЫ

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНЬ

МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ ЖАЛУЮТСЯ ПРЕЗИДЕНТУ НА ЦЕРКОВЬ

НА ПОГРЕБЕНИИ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ДИОДОРА МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ ОГЛАСИЛ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ

ТЕКСТ НОВОГО ГИМНА РОССИИ

УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ВЛАСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИХОЖАНЕ СВЯТОТРОИЦКОГО СОБОРА В КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ СНЕЖНОЙ СТАТУИ БУДДЫ РЯДОМ С ХРАМОМ

ПАТРИАРХ НАПРАВИЛ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ИЗБРАНИЕМ ГУБЕРНАТОРУ

НАД РУССКИМ ДОМОМ НАВИСЛА УГРОЗА

ЦЕНТР «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ПРЕДСТАВИЛ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ НА ВЫСТАВКЕ «ПАРАД ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ»

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ И МЭР МОСКВЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ВСЕМИРНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕЩАНИЕ РАДИО «РАДОНЕЖ» — ТЕПЕРЬ И НА УКРАИНЕ, В БЕЛОРУССИИ И МОЛДОВЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ

ОСВЯЩЕН ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ В УРОЧИЩЕ ГАНИНА ЯМА

АРМЯНСКИЕ ОБЩИНЫ ПОМОГАЮТ СТРОИТЕЛЬСТВУ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО БОЛЬНИЧНОГО ЦЕРКОВНОГО КОМПЛЕКСА

ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН

ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА

МОСКОВСКИЕ КАТОЛИКИ И ПРОТЕСТАНТЫ УЖЕ ОТМЕТИЛИ РОЖДЕСТВО

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОЗДРАВИЛ МУСУЛЬМАН С ПРАЗДНИКОМ УРАЗА-БАЙРАМ

ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПРОШЛОГОДНИХ ТЕРАКТОВ В МОСКВЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ ОКАЗАЛИСЬ ВАХХАБИТЫ

МУСУЛЬМАНЕ ОТМЕТИЛИ УРАЗА-БАЙРАМ

ПРАЗДНИК ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ ОДЕССКОГО И УСТАНОВКА КРЕСТА НА КОЛОКОЛЬНЕ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГОСЯ СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

ВЫСТАВКА «ПОД ЗВЕЗДОЙ ВИФЛИЕМА»

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОДЕССЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ УКРАИНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО В КИЕВ МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ

ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ В НАРУШЕНИЕ КАНОНОВ, БЕЗ ВЕДОМА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ, НАМЕРЕН ПРИБЫТЬ НА УКРАИНУ

МОЛЕБЕН В КИЕВЕ

НАИВНОСТЬ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ? УКРАИНСКИЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР НАДЕЕТСЯ, ЧТО ПАПСКИЙ ВИЗИТ НА УКРАИНУ БУДЕТ СОДЕЙСТВОВАТЬ «ОБЪЕДИНЕНИЮ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА»

ЦЕРКОВНЫЕ И СВЕТСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРИГЛАШАЮТ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА

ПАПСКИЙ ВИЗИТ В АРМЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАН НА ОСЕНЬ БУДУЩЕГО ГОДА

ГЛАВЫ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ИЕРУСАЛИМЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ВЗАИМНЫХ ПРИВЕТСТВИЙ НА РОЖДЕСТВО

ОБОСТРЕНИЕ ОБСТАНОВКИ В ЧЕРНОГОРИИ

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

БЕТОННАЯ ГЛЫБА ВЕСОМ ОКОЛО ДВУХСОТ КИЛОГРАММОВ РУХНУЛА С ФАСАДА СОБОРА СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В БАРСЕЛОНЕ

КАТОЛИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО В ВИФЛЕЕМЕ

НА КУБЕ РАЗРЕШЕНО ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА

НАЙДЕНА ПЕЩЕРА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

ПАПА РИМСКИЙ КРИТИКУЕТ ЕВРОПЕЙСКУЮ ХАРТИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПАПА РИМСКИЙ ПОЗДРАВИЛ КАТОЛИКОВ С РОЖДЕСТВОМ

ЯСИР АРАФАТ ПОСЕТИЛ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ СЛУЖБУ В КАТОЛИЧЕСКОМ СОБОРЕ ИЕРУСАЛИМА

ГЕЙТС СПОНСИРУЕТ ПРОГРАММЫ «ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ»

ИЗРАИЛЬТЯНЕ НЕ ОТДАДУТ ПАЛЕСТИНЦАМ ХРАМОВУЮ ГОРУ

РАМАДАН ЗАКОНЧИЛСЯ В ИЕРУСАЛИМЕ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика