СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И ЧЛЕНОВ СВЯЩЕННОГО СИНОДА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ
Обсуждались вопросы построения системы церковно-государственных отношений на современном этапе жизни России, участия Русской Православной Церкви в процессе образования и воспитания юных поколений граждан страны, международной деятельности Московского Патриархата, положения соотечественников за
рубежом, участия Церкви в общественной жизни страны. Священноначалие Русской Православной Церкви вновь выразило патриотическую поддержку российской государственной власти и стремление активно содействовать возрождению России.
ОВЦС
НАДГРОБНОЕ СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ НА ОТПЕВАНИИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ДИОДОРА
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Корнилий!
Возлюбленные архипастыри, освященный клир и монашествующие Святейшей Иерусалимской Православной Церкви!
Дорогие братья и сестры!
Глубокой скорбью отозвалось в сердцах архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, всего нашего боголюбивого православного народа известие о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви — Матери всех Церквей — Блаженнейшего Патриарха Святаго Града Иерусалима и всея Палестины
Диодора I. Остановилось сердце, горячо любящее Бога и Его Святую Церковь, закрылись очи дальновидного иерарха и мудрого церковного деятеля, умолкли уста неутомимого глашатая истины и поборника единства всех православных христиан, не внемлют уши, чуткие к нуждам и вопрошаниям возлюбленной
иерусалимской паствы. И с особой остротой воспринимаются ныне горькие слова святого пророка Давида: «Дни человека, как трава, как цвет полевой, так отцветут» (Пс. 102, 15).
Где обрести слова, чтобы выразить Нашу неизбывную печаль и душевную боль о блаженнопочившем Собрате и Сослужителе Нашем у Престола Божия? Чей велеречивый глас сможет передать глубину переживаний и молитвенных воздыханий каждого скорбящего православного сердца? В печальном безмолвии и молитвенном
сосредоточении пребывает ныне вся Полнота Русской Православной Церкви, провожая в обители вечные возлюбленного и глубоко почитаемого нами Блаженнейшего Патриарха Диодора, со слезами и надеждой обращая к нему слова богослужебного прокимна: «Блажен путь, в который идешь, брате, ибо уготовилось тебе
место упокоения».
Не прошло еще и года, как Предстоятели всех Поместных Православных Церквей, окруженные заботой, любовью и братским гостеприимством Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора, встречали великий юбилей 2000-летия христианства и возносили молитвы у Божественных рождественских яслей Спасителя мира в
Вифлеемской пещере. А ныне, в преддверии нового тысячелетия, душа блаженнопочившего Собрата Нашего предстоит Тому, Кто содержит в руке Своей времена и сроки. Великое множество собратьев, друзей и верных чад предстоят ныне у гроба верного пастыря Божия, чтобы воздать последнюю дань любви, в надежде,
что смертью его, как и жизнью, возвеличится Христос, ибо, по слову Апостола, для каждого верного служителя Божия жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Филип. 1, 20−21).
Преемник святого Апостола Иакова, Брата Господня и первого Иерусалимского епископа, Блаженнейший Патриарх Диодор всю свою энергию и Первосвятительские труды положил на сохранение и увековечение драгоценного наследия христиан в Святой Земле. Его заботами начались и продолжались работы по
восстановлению Храма Воскресения Христова и других почитаемых в христианском мире святынь.
Блаженнейший Патриарх Диодор был желанным гостем как Русской Православной Церкви, так и многих Поместных Православных Церквей, принося верующим благодать и благословение Святого и Живоносного Гроба Господня. Архипастырям, клирикам и верующим Русской Православной Церкви особенно дорого воспоминание о
том, с какой любовью Патриарх Диодор относился к России, Русской Православной Церкви и ее верующему народу. Вековые дружественные связи, соединяющие Русскую и Иерусалимскую Православные Церкви, не могли разорвать и даже поколебать никакие многоразличные исторические обстоятельства и тяжкие
испытания.
Будучи без малого двадцать лет глубоко авторитетным, уважаемым и всеми любимым Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви, блаженнопочивший Патриарх Диодор непостижимым для смертного разума Промыслом Божиим окончил свой земной путь, оставив осиротевшую свою паству в тяжкое время испытаний,
когда на Святой Земле обострилось ожесточение и льется кровь, когда немощным духом требуется особая поддержка и вероутверждающее слово Первосвятителя и пастыря. Однако, верен Бог в Своих обетованиях, и «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, не будущее, ни высота, ни
глубина, ни другая какая тварь не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8, 38−39)
Будем же утешаться тем, что «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15,54) и «смертное поглощено жизнью» (2 Кор. 54,4), и бессмертна душа почившего Собрата Нашего, обрела вечную память у Господа нашего Иисуса Христа, а в нашей земной памяти будет служить примером ревностного служения Богу и Его Святой
Церкви даже до смерти.
Мы глубоко верим, что в духовном смысле Иерусалимская Православная Церковь не потеряла, но обрела своего Предстоятеля, как непрестанного молитвенника пред Богом о умиротворении вражды и ненависти, о воцарении любви и взаимопонимания, о спасении своих верных чад, ибо по слову мудрого Соломона, Бог
«создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле». (Прем. 1,14)
Вечная тебе память, дорогой Наш Собрат.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ПОЗДРАВИЛ ПАПУ РИМСКОГО С РОЖДЕСТВОМ
«Ныне все мы в духовной радости вкупе со ангелами согласно славим Всеблагого Бога, показавшего нам свет разума, и вместе с вифлеемскими пастырями благоговейно поклоняемся мысленному Солнцу правды, нас ради рожденному от Девы Богомладенцу Христу».
«Проникшись светлым духовным настроем этих святых дней», Патриарх поздравил Папу Римского «с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с вхождением в третье тысячелетие благости Божией».
«Желаем Вам многих милостей Божиих, неизменно пребываем к Вам с любовью о Христе родившемся», — пишет Святейший Патриарх в заключение послания.
Отношения между Русской Православной и Римо-Католической Церквами за последнее время были омрачены все усиливающимся католическим прозелитизмом на канонической территории Русской Церкви, поддержкой Римским престолом агрессивной политики униатов на Украине, где во многих областях православные
остались без своих храмов. Намеченный на 2001 год визит папы на Украину, который не был согласован с единственной канонической Церковью на Украине — Украинской Православной Церковью (МП) может привести еще большему ухудшению отношений между Церквами. В настоящее время диалог между РПЦ и
Римо-Католической церковью приостановлен, и в дальнейшем, не обещает каких-либо существенных перспектив из-за нежелания католической стороны идти на уступки по вопросам прозелитизма и поддержки униатства.
Между Церквами отсутствует евхаристическое общение, многие авторитетные православные богословы, например, такие как профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов, считают католическое учение еретическим, т. е. противоречащим церковным догматам. Такие явления, как обмирщение, секуляризация,
чрезмерная уступчивость идеологическим модам «века сего» стали в последнее время преобладающими в Католической церкви. С изданием в последние годы в нашей стране большого количества книг, содержащих биографии католических святых, стало очевидно, что опыт духовной жизни православных и католических
святых во многом диаметрально противоположен. Вот, например, откровения святой, которая возведена в католицизме в высший ранг святости (учитель Церкви) Терезы Авильской (XVI в.): «Часто Христос мне говорит: Отныне Я — твой и ты — Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них
боль и наслаждение вместе. Эта рана сладчайшая..». Другая великая католическая святая блаженная Анджела (ум. в 1309 г.) в Кресте Христовом видела брачное ложе, а «Христос» делает Анджеле любовные признания типа: «Я не на шутку полюбил тебя». В православной традиции к подобным переживаниям приложимо
понятие «блудной прелести». Традиции духовной жизни, которые являются самой важной стороной жизни Церкви, в Православной и Католической Церквах со временем все более расходились и в настоящее время во многом являют собой две крайности. Сближение Католической и Православной Церквей представляется
вряд ли возможным в силу целого ряда причин, но если бы такое сближение и было возможно, то ничего позитивного для Православия оно бы не принесло, и только подстегнуло бы процесс обмирщения Русской Церкви и развитие в ней других негативных процессов.
Русская Православная Церковь придерживается чрезвычайно осторожной политики в контактах с католиками. Опыт сближения, проделанный усилиями митрополита Никодима Ротова) в конце 70-х годов, привел к печальным последствиям и отрезвил многих в церковной среде.
И все же такая позиция не означает враждебности к католикам, и Патриарх Алексий II продолжает проявлять христианскую любовь к Римскому епископу, надеясь на то, глава католиков, наконец, также проявит христианское отношение к Русской Православной Церкви
Страна.Ru
ГЛАВА РУССКОЙ ЦЕРКВИ НАДЕЕТСЯ НА УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С КАТОЛИКАМИ В XXI ВЕКЕ
и католиков возникает немало общих забот» из- за «нарастания секуляризации современного общества».
При этом он посетовал, что «между двумя Церквами по-прежнему стоят серьезные проблемы, возникшие отнюдь не по вине православных христиан». «Мы ожидаем от Ватикана реальных шагов, — отметил Патриарх, добавив, что Русская Церковь «также вправе ожидать большей честности и открытости от католиков,
ведущих деятельность в местах, где преобладает православное население». «Если они считают православие таким же благодатным и спасительным, как католичество, в чем смысл настойчивого стремления обратить людей в другую веру?» — задает вопрос Святейший Патриарх. В заключение он еще раз подчеркнул, что
«будущее наших взаимоотношений с Католической церковью и, в частности, уровень нашего диалога зависит от преодоления упомянутых трудностей».
Страна.Ru
ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА
Рассмотрев доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод, в соответствии с определением Юбилейного Архиерейского Собора, благословившего включение в состав Собора новомучеников и исповедников Российских новых святых в
послесоборный период, причислил к этому Собору 57 новых святых, имена которых были представлены Алма-Атинской, Вологодской, Екатеринбургской, Московской, Рязанской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Ярославской епархиями и Спасо-Преображенским Валаамским монастырем. В диптихи Русской Церкви также
внесены 9 новомучеников Сербской Православной Церкви, пострадавших в годы Второй мировой войны и прославленных Архиерейским Собором этой Церкви.
Священный Синод вознес молитвы об упокоении в селениях праведных Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всей Палестины Диодора I, выразив соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Церкви. С удовлетворением отмечено участие в похоронах почившего Патриарха
делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Выражено удовлетворение в связи с проведением 24.12.2000 в Москве трехсторонней миротворческой встречи, в которой, по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель
Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. Отмечено плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на
достижение стабильности в Кавказском регионе.
В связи с тем, что память святителя Алексия, митрополита Московского, и день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II приходятся в этом году на Прощеное воскресенье, празднование памяти этого святого в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, где почивают его мощи, перенесено на четверг
Сырной седмицы — 22 февраля по новому стилю.
Во исполнение определения Юбилейного Архиерейского Собора образован Синодальный отдел по делам молодежи, председателем которого назначен архиепископ Костромской и Галичский Александр.
Архиепископом Новосибирским и Бердским назначен архиепископ Бронницкий Тихон. Владыке Тихону выражена благодарность за труды, понесенные на посту главного редактора Издательства Московской Патриархии и председателя Издательского совета Московского Патриархата. Главным редактором Издательства
Московской Патриархии и председателем Издательского совета Московского Патриархата назначен протоиерей Владимир Силовьев. Епископом Пензенским и Кузнецким определено быть епископу Майкопскому и Армавирскому Филарету, епископом Майкопским и Адыгейским — епископу Балтийскому Пантелеимону. Архимандриту
Софронию (Ющуку) определено быть епископом Брестским и Кобринским. Приходы на территории Краснодарского края, входящие в Майкопскую епархию, переданы в архипастырское окормление архиепископа Краснодарского и Новороссийского Исидора.
Заслушав соответствующий доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Священный Синод выразил удовлетворение фактом проведения в Москве 13−14.11.2000 Межрелигиозного миротворческого форума. Отмечено участие в форуме
духовных лидеров и представителей традиционных религиозных общин России и других стран СНГ, ответственных сотрудников государственных учреждений Российской Федерации, дипломатических представителей стран СНГ, руководителей международных межрелигиозных организаций, светских экспертов в различных
областях знаний. Сочтено важным дальнейшее развитие диалога и взаимодействия последователей традиционных религий в России и СНГ.
Сочтено важным проведение в Москве 11.10.2000 конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра», организованной при поддержке Русской Православной Церкви совместно с Российской Академией наук и Посольством Государства Палестина в Российской Федерации. Одобрена
позиция по вопросам российско-палестинских связей и ближневосточного мирного урегулирования, выраженная на конференции в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и в докладе председателя ОВЦС митрополита Кирилла. Священный Синод засвидетельствовал, что Русская Православная
Церковь неизменно молится об установлении прочного и справедливого мира во Святой Земле, призывает стороны конфликта немедленно прекратить кровопролитие и начать полномасштабный диалог, направленный на взаимоприемлемое урегулирование всех существующих проблем, на примирение и достижение
добрососедства между народами, населяющими Святую Землю. Священный Синод приветствовал усиление роли России в ближневосточном мирном процессе как его коспонсора. Вновь выражена поддержка народу Палестины в его законном стремлении к обретению государственности и к устроению своей жизни согласно
собственным традициям и чаяниям.
Одобрены результаты юбилейной конференции, посвященной 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, состоявшейся 27.11.2000 по инициативе Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви со старообрядчеством. Принят к сведению Итоговый документ
конференции, отражающий современное состояние единоверческих православных старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви.
В осуществление решения, принятого на встрече Предстоятелей Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей 29.02.2000 о начале двустороннего диалога, а также по итогам переговоров митрополита Кирилла с председателем Отдела внешних церковных сношений Армянской Апостольской Церкви епископом
Езником 6.06.2000 и 27.11.2000 решено провести 12−16.02.2001 в Эчмиадзине, Армения, двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике. В ходе собеседований сочтено целесообразным представить Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Делегацию Московского Патриархата,
направляемую на собеседования, возглавит заместитель председателя ОВЦС архиепископ Калужский и Боровский Климент.
Сочтено необходимым сформировать Координационный комитет и Богословскую комиссию по двустороннему диалогу Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организованному в соответствии с решением Архиерейского Собора. В
Координационный комитет назначены представители от Русской Православной Церкви. Первое заседание комитета пройдет в Москве в марте 2001 года.
Приняты к сведению доклады о посещении председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом Патриарших приходов в США 7−12.11.2000, о его участии в конференции «Священный дар для живой природы» (Катманду, Непал, 15−17.11.2000), а также об официальном визите делегации Церкви Норвегии
в Русскую Православную Церковь 28−31.10.2000. Священный Синод благословил создание Совместной рабочей группы по сотрудничеству с Церковью Норвегии в целях развития программ в области социального, гуманитарного и миротворческого служения. Принят к сведению также доклад о посещении митрополитом
Кириллом Союзной Республики Югославии 27−28.11.2000. Во время этого визита митрополит Кирилл имел встречу со Святейшим Патриархом Сербским Павлом и был принят Президентом СРЮ Воиславом Коштуницей. Главной темой переговоров были вопросы развития диалога и сотрудничества между Россией и Югославией при
активном участии двух Поместных Православных Церквей.
Священный Синод возблагодарил Господа о состоявшемся в ноябре этого года освящении Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII в сослужении с представителями Русской Православной Церкви храма святого великомученика Димитрия Солунского в Каире, Египет, предназначенного для
окормления русских православных верующих. Настоятелем этого храма по совместительству назначен настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Александрии, Египет.
Священный Синод приветствовал решение приходского собрания Свято-Николаевского прихода в Риме о возвращении в лоно Матери-Церкви и постановил принять этот приход в юрисдикцию Русской Православной Церкви на правах ставропигии. Принято к сведению назначение Святейшим Патриархом протоиерея Михаила
Осоргина настоятелем этого прихода. Священник Алексий Байков направлен на пастырское служение в данный приход.
На епископа Читинского и Забайкальского Евстафия, в координации с ОВЦС, возложено временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в Автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. Епископу Евстафию поручено совершить освящение
храма в городе Лабдарине (Эргуна). В соответствии с договоренностью между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке образовано Подворье Русской Православной Церкви в Торонто, Канада. Настоятелем подворья назначен протоиерей Сергий Рассказовский. Игумен Павел (Хохлов), клирик
Владивостокской епархии, направлен в распоряжение архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона.
Одобрен план внешней церковной деятельности Русской Православной Церкви на 2001 год.
Рассмотрев отчет председателя Синодальной богослужебной комиссии епископа Орехово-Зуевского Алексия, Священный Синод одобрил деятельность комиссии, выразив благодарность ее председателю и членам за понесенные труды. Утверждены и рекомендованы для богослужебного употребления акафист святителю
Феофану, затворнику Вышенскому, тропарь и кондак преподобному Крониду, архимандриту Радонежскому. Принято Положение о Епархиальной богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов.
Епархиальным архиереям рекомендовано учреждать упомянутые комиссии и организовывать их работу в соответствии с принятым Положением.
Благословлено открытие новых монастырей: двух мужских (в Екатернбургской и Тульской епархиях) и трех женских (в Майкопской, Пермской и Саратовской епархиях).
ОВЦС
ОСВЯЩЕН ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ В УРОЧИЩЕ ГАНИНА ЯМА
Именно здесь летом 1918 года были уничтожены тела расстрелянных в подвале дома Ипатьева членов Царской Семьи: Помазанника Божия Царя Николая Александровича, царицы Александры Феодоровны, наследника цесаревича Алексия, царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.
Пребывавший в сентябре месяце в Екатеринбургской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил это святое место. Ведь здесь каждое дерево, каждая травинка вобрала в себя святость убиенных и сожженных на костре Царственных Страстотерпцев.
Святейший Патриарх преподал свое Первосвятительское благословение на возведение на месте уничтожения честных останков Царской Семьи монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Освященный храм стал первой вехой в исполнении Патриаршего благословения.
С 12 октября на месте строительства постоянно стали совершаться молебны и Крестные ходы. 3 ноября в строящийся храм было доставлено 8 колоколов. Семь из них имеют изображения одного из членов Царской Семьи, а на самом большом, восьмом, изображены все Царственные Страстотерпцы.
Удивительно быстрое возведение будущего монастыря было осуществлено благодаря помощи целого ряда благодетелей и жертвователей: А.А.Козицына, В.В.Вараксина, А.Л.Каменского, В.Б.Мужиканова, А.В.Новикова, Н.И.Барашева, И.Г.Кудряшкина. Многие из них присутствовали на чине освящения храма. Прибыл на
архиерейское богослужение и Председатель Правительства Свердловской области Алексей Петрович Воробьев.
После Чина освящения в новом храме была совершена первая Божественная Литургия. Поздравляя собравшихся священнослужителей, паломников, гостей, архиепископ Викентий подчеркнул, что «отныне на месте, где бушевала ненависть и злоба, где было совершено страшнейшее злодеяние, будет постоянно приноситься
Бескровная Жертва, совершаться Божественная Литургия. Будут возноситься молитвы о возрождении и укреплении Отечества нашего. И, будем надеяться, что Святые Царственные Страстотерпцы, невидимо предстоя вместе с нами на молитве, отмолят все наше общество».
Настоятелем нового храма архиепископ Викентий назначил иеромонаха Доната (Малкова), служившего до этого назначения настоятелем Воскресенской церкви Верх-Нейвинска.
Православная газета, Екатеринбург
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ И МЭР МОСКВЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Святейший Патриарх и мэр рассказали детям о воссоздании Храма Христа Спасителя и поздравили их с наступающими праздниками — Рождеством Христовым и Новым годом. В трапезной Храма детям было предложено угощение и вручены подарки.
ОВЦС
ЦЕНТР «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ПРЕДСТАВИЛ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ НА ВЫСТАВКЕ «ПАРАД ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ»
За десять лет деятельности Центра, созданного на базе Издательства Валаамского монастыря, опубликовано несколько научных церковных изданий. Первым крупным проектом стал выпуск 9-томной «Истории Русской Православной Церкви». Созданный на основе труда митрополита Макария, он дополнен исследованиями
современных церковных и светских ученых. На стенде можно увидеть и новые издания житий святого патриарха Ермогена и преподобного Сергия Радонежского, вышедших к юбилею Москвы. Здесь также представлены научные труды иерархов Церкви — архиепископа Сергия Спасского «Полный месяцеслов Востока» и
монография нынешнего Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии».
Самая последняя работа Центра — две книги 25-томной «Православной энциклопедии», которая создается общими усилиями крупнейших церковных ученых мира. Первая книга посвящена Русской Православной Церкви.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
НАД РУССКИМ ДОМОМ НАВИСЛА УГРОЗА
обновленческого богослова священника Александра Меня, и коллективом патриотической областной телестудии. Губернатор Московской области Громов и его заместитель Мень так и не смогли простить «Московии» поддержку на губернаторских выборах их соперника Селезнева. Остается надеяться, что специалист
такого высочайшего класса, каким является Александр Николаевич, не останется невостребованым нынешней патриотической властью в переживающих кризис электронных СМИ. По поводу сложившейся ситуации с заявлением выступил Союз православных граждан.
ПАТРИАРХ НАПРАВИЛ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ИЗБРАНИЕМ ГУБЕРНАТОРУ
скандала, вызванного участием митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона в агитационной кампании на стороне соперника Черногорова. В поздравление говорится, что Предстоятель Русской Православной Церкви считает, что в последние годы в Ставрополье благодатный процесс возрождения церковной
жизни. Он надеется на успешное сотрудничество светского и духовного руководства края.
ИЦ «Северный Кавказ»
ПРИХОЖАНЕ СВЯТОТРОИЦКОГО СОБОРА В КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ СНЕЖНОЙ СТАТУИ БУДДЫ РЯДОМ С ХРАМОМ
мнению, верх кощунства.
Изображение Будды здесь появилось потому, что организаторы и строители снежного городка, ПТО ЖКХ, ПЖРТ и Горсвет, решили построить его по мотивам сказок Киплинга. Сами же священнослужители ничего богопротивного в снежном Будде не видят, и призвали прихожан отнестись к этому с присущей православным
терпимостью. «В конце концов, все это на радость детям», — так заявил благочинный из Святотроицкого собора.
АПИ
УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ВЛАСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
праздника осмотревший здание административного корпуса при монастыре.
Губернатор подчеркнул, что церковь и ее институты в современном обществе играют большую роль, часто беря на себя заботу о престарелых и больных, а также уделяя внимание духовному воспитанию подрастающего поколения. «Нельзя не приветствовать и тот факт, что в скором времени в монастыре Святого
великомученика Евгения начнет работу воскресная школа, которая будет способствовать просвещению молодежи», — сказал Виктор Толоконский.
Губернатор также отметил, что в Новосибирской области сложилась атмосфера взаимопонимания и сотрудничества между светской властью в лице областной администрации и Православной церковью. От имени верующих владыка Ростислав, исполняющий обязанности управляющего Новосибирской и Бердской епархией,
выразил признательность губернатору Виктору Толоконскому за помощь и вручил главе областной администрации икону Святого великомученика Евгения.
ПолитСибРу
ТЕКСТ НОВОГО ГИМНА РОССИИ
Россия — священная наша держава!
Россия — любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена.
Припев:
Славься, Отечество наше свободное —
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная,
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2 куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.
3 куплет:
Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущее нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Страна.Ru
МУЗЕЙНЫЕ РАБОТНИКИ ЖАЛУЮТСЯ ПРЕЗИДЕНТУ НА ЦЕРКОВЬ
исторические памятники «должны оставаться в первозданном виде».
Проблема взаимоотношений Церкви и музеев не нова. Когда на рубеже 1980−1990-х гг. первые музейные объекты стали передаваться в пользование Православной Церкви, не только музейное работники, но и представляющее их интересы Министерство культуры отнеслись к происходящему настороженно. В 1991 г.
Патриарх Алексий II передал властям подробный список из сотен храмов и монастырей, на возвращение которых надеется Церковь. В этом списке были объекты, находившиеся в ведении Министерства культуры или Общества охраны памятников. Последние стали выражать уже не настороженность, а прямое несогласие с
изъятием из их ведения большого числа объектов, тем более что в ряде случаев общины, которым передавались храмы, вели себя крайне нетерпеливо. Случались эксцессы: в подвалы сваливали музейные экспозиции, музейным работникам не давали проходить в переданные Церкви здания, опасаясь, что они могут
попытаться в этих зданиях удерживаться как можно больше. Складывались и противоположные ситуации, когда сотрудники музеев, получившие предписание освободить для церковных общин передаваемые им помещения, подолгу из них не выезжали, устраивали либо глухой саботаж принятых муниципальными властями
решений, либо обращались в судебные инстанции с требованием пересмотреть эти решения и оставить здания в ведении музеев. В большинстве случаев суды занимали сторону Церкви, причем решения принимались трех типов:
— устанавливался более или менее продолжительный срок окончательного освобождения помещений;
— муниципальным властям предлагалось подыскать для выселяемых другие помещения, до переезда в которые церковные общины соглашались не требовать немедленного освобождения помещений;
–предлагалось решить вопрос о возможности сосуществования храма и музея в одном помещении на взаимоприемлемых условиях.
Что же касается упреков музейных работников в адрес Церкви, то они просто не соответствуют реальному положению вещей. Проблема не в том, что Церковь отказывается от сотрудничества в реставрации памятников, а в совершенно противоположном.
Для храмов, которые специальной экспертизой признавались особо ценными памятниками истории и культуры, было предусмотрено их т.н. «совместное использование», оказавшееся, впрочем, весьма туманным термином.
Примером «совместного использования» стал, в частности, храм Покрова Божией Матери в Филях, тяжба вокруг которого продолжается не первый год, в результате чего музей лишен возможности полноценной работы, а назначенного в храм настоятеля о. Бориса Михайлова и его прихожан вообще не пускали в храм на
протяжении нескольких лет. До сих пор реставрационными мастерскими имени И.Э. Грабаря совершенно не освобожден московский храм Воскресения Христова в Кадашах. Долгое время православные верующие служили молебны на ступенях храма св. великомученицы Екатерины на Всполье, куда те же реставраторы их не
пускали. В том же ряду примеров — храмы Санкт-Петербурга, северных русских городов, Ярославля, Углича.
Совместное использование предполагало, что Церковь обязуется бережно относиться к зданию, не предпринимать никакой его переделки без согласия инспекции по охране памятников, все действия по текущему и капитальному ремонту согласовывать с муниципальными архитекторами и т. д. На деле такой статус
переданных Церкви (не в собственность, а в бесплатную аренду при совместном использовании с Министерством культуры!) памятников истории и культуры позволял министерству блокировать любые инициативы по реставрации храмов на том основании, что реставрация изменяет первозданный облик храма. Так что
оказывалось, что как раз не Церковь, а музеи тормозили процесс сохранения и реставрации памятников, настаивая неизвестно на чем.
Как сохранялись в предшествующие десятилетия «охраняемые государством» руины храмов, монастырей и особняков всем хорошо известно. В советские годы настоятели и общины действующих храмов тайно и по ночам осуществляли запрещенный текущий ремонт разваливающихся памятников архитектуры, рискуя навлечь на
себя гнев Совета по делам религии. При этом государство в лице министерства культуры, под «охраной» которого эти памятники находились, нисколько не стремилось убеждать государство разрешить ремонтировать храмы хотя бы силами церковных приходов.
Теперь же, когда Церковь, живо заинтересованная самой непосредственной и острой религиозной заинтересованностью в сохранении преданных поруганию святынь, взялась за дело, благие результаты проявились немедленно. За невероятно короткие сроки многие сотни городских и сельских храмов были восстановлены
в первозданной красоте. Священнослужители и прихожане воссозданных храмов по крупицам собирали рассеянные по разным архивам и библиотекам исторические сведения о своих святынях, обращая особое внимание на необходимость строгого соответствия реставрационных работ первоначальному виду храмов. Если при
этом возводились какие-то новые постройки — церковные дома, приходские библиотеки, воскресные школы, — против чего возражали музейные хранители, то никакого ущерба от этого не было. Напротив, были явные преимущества: сиротливо стоявшие храмовые здания вписывались в свойственный им церковный
ландшафт, в котором они, как правило, и существовали до революции (в городах было привычным такое соседство: храм — дом священника — приходской дом).
С 1992 г., с начала периода массовой передачи культовых зданий Церкви, даже созывались совещания и проводились конференции, посвященные урегулированию спорных вопросов и просто обмену мнениями. С церковной стороны выступали православные священнослужители и миряне, не чуждые миру музеев и
искусствоведения (протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Владимир Силовьев, протоиерей Димитрий Смирнов, историк Владимир Махнач и др.) и потому способные говорить с музейными работниками на профессиональном языке. Общий итог этих совещаний и конференций был таков: все культовые здания должны
быть возвращены Церкви вне всякого сомнения, но о механизмах взаимодействия Церкви и музеев нужно размышлять как в концептуальном плане, так и в каждом конкретном случае.
Время показало, что все рекомендации оказались весьма прекраснодушными — взаимнопонимания не получается. Сегодня музейные работники пожаловались на Церковь Президенту. Вечером, когда Президент, как обещал, поговорит об этом с членами Священного Синода, последние пожалуются ему на музейных
работников. А тем временем многочисленные памятники истории и культуры, являющиеся православными святынями и лишенные законного, полноправного и благоговейного попечения, так и «охраняются государством», разваливаясь на куски в «первозданном виде».
Страна.Ru
СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ ПРЕДЛАГАЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ ЦЕРКВИ ОСОБЫЕ ЛЬГОТЫ
Глазьев сообщил 22 декабря в интервью агентству «Благовест-инфо». Речь идет о предложении предоставить Русской Православной Церкви значительные преимущества и льготы: возможность использования государственных телеканалов, предоставление Церкви государственных субсидий для реализации проектов в
области церковной благотворительности. В рамках формирования новой модели взаимоотношений государства и Церкви С. Глазьев считает необходимым предоставить Церкви тот же статус, что и учреждениям здравоохранения и образования. Это позволит, по мысли депутата, сделать работу Церкви на благо общества
еще более эффективной.
Инициативы фракции КПРФ и лично Сергея Глазьева (все-таки весьма вероятно, что это больше личные инициативы С. Глазьева, чем законодательные предположения фракции, в целом довольно равнодушной к проблематике церковно-государственных отношений) вызывают не только очевидные вопросы о соответствии
Конституции. Озвученные предложения также побуждают вспомнить о существующих в этой области прецедентах.
В некоторых европейских странах (в Великобритании, Германии, Австрии) существует официальный церковный налог, обеспечивающий возможность стабильного существования церковных структур. В той же Англии, в Польше, в Ирландии государство не только может, но и обязано обеспечить Церкви большинства (а
также при необходимости и другим религиозным деноминациям) режим наибольшего благоприятствования при осуществлении ею таких мероприятий и проектов, которые относятся к области социальной политики, благотворительности, помощи больным и детям.
Вспомним также, что в дореволюционной России вся та область церковной деятельности, которую, видимо, имеет в виду Сергей Глазьев, называлось «общественным призрением», т. е. попечением о тех, кто не может сам о себе позаботиться. Преимущества и приоритет церковной работы в этой области, особое
внимание к участию Церкви в структурах, обеспечивающих жизнедеятельность системы общественного призрения, находились под защитой закона.
В современной России религиозная и конституционная ситуация иная, но богатый опыт и разнообразные традиции Церкви в осуществлении социальных программ трудно не заметить. Все же на сегодняшний день, по признанию многих специалистов в области социальной работы, лучшие из детских интернатов, богаделен,
служб по уходу за больными — церковные.
Страна.Ru
ЗАЯВЛЕНИЕ СОЮЗА ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН
Союз Православных граждан расценивает предпринимаемые акции, направленные на фактическую ликвидацию крупнейшей и практически единственной православной телепрограммы «Русский Дом» не только как покушение на свободу слова, но и нарушение права на свободу информации для миллионов православных граждан
России.
Мы можем лишиться единственной программы, в которой полновесно освящалась жизнь Русской Православной Церкви, отстаивались незыблемые духовные и национальные ценности России. Теперь можно сказать, что Православие практически лишилось права голоса на телевидении. Одновременно продолжают действовать
СМИ, откровенно враждебные Православию и России, в которых выливаются потоки лжи и клеветы на Русскую Православную Церковь, Власти и воинство Великой России, такие как «Церковно-общественный канал» и проч.
«Русский Дом» является одной из немногих телепрограмм, в которой говорится о необходимости защиты национально-государственных интересов России. Таким образом, ее закрытие — колоссальный удар по эти интересам.
Закрытие православной телепрограммы «Русский Дом» способно нанести огромный ущерб международному авторитету России, ибо миллионы православных христиан смотрят на Россию как на центр православной цивилизации. Закрытие православной телепрограммы, известной и любимой во всем православном мире,
подрывает эту веру.
Закрытие «Русского Дома» — это предательство 25 миллионов русских соотечественников, ибо это была единственная телепрограмма, обличавшая антирусские режимы большинства стран т.н. СНГ, говорившая правду о фактическом апартеиде русских в этих лимитрофных государствах, о чем молчат «профессиональные
правозащитники»
Закрытие «Русского Дома"-это предательство 35 миллионов верующих гонимой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, ибо это была единственная телепрограмма, говорившая правду о массовых и кровавых гонениях на каноническое Православие на Украине, о предательстве Константинопольского
Патриарха Варфоломея, о чем также молчат «профессиональные демократы».
Закрытие «Русского Дома» — это вызов Святейшему Патриарху и ведущим иерархам Русской Православной Церкви, ибо была единственная телепрограмма, дававшая им столько телеэфира, сколько необходимо для того, чтобы изложить свою позицию.
Закрытие «Русского Дома» — это провокация против президента России Владимира Путина, ибо это была одна из немногих телепрограмм, всегда и последовательно поддерживавшая Президента.
Мы, православная общественность России, объединившаяся в Союз Православных граждан для защиты своих прав, наших духовных и национальных ценностей, будем добиваться реализации своих прав, в частности, восстановления в телеэфире «Русского Дома», всеми законными средствами и призываем к этому всех
православных патриотов России.
В связи с вышеизложенным мы обращаемся также к Президенту России Владимиру Путину с просьбой предоставить «Русскому Дому» телеэфир на одном из общенациональных телеканалов России.
ВСЕМИРНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕЩАНИЕ РАДИО «РАДОНЕЖ» — ТЕПЕРЬ И НА УКРАИНЕ, В БЕЛОРУССИИ И МОЛДОВЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ
осуществилась еще одна часть крупного международного проекта, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II получил название «Всемирное русское православное вещание — Радио «Радонеж».
Радио «Радонеж» вещает с 1991 года на средних волнах в Москве (612 и 846 кГц) и в Санкт-Петербурге (684 кГц) и на УКВ в Оренбурге (67, 58 Мгц). С 1999 года «Радонеж» можно слушать во Всемирной сети Интернет по адресу: www.radrad.ru.
Программы радио «Радонеж» обращены как к верующим, так и к неверующим, они адресованы всем, кто хочет приобщиться к духовным сокровищам Вселенского Православия. Среди программ «Радонежа» — популярнейшие детские передачи, прямые эфиры, в которых ведущие пастыри, богословы и ученые Русской
Православной Церкви отвечают на вопросы слушателей, передачи по истории Церкви, христианской литературе, музыке, изобразительному искусству и многие другие.
Из новостных программ радио «Радонеж» слушатель может получить оперативную и достоверную информацию о религиозной жизни как в России, так и за рубежом.
На Украине, в Белоруссии и Молдове радио «Радонеж» можно слушать на коротких волнах 6245 кГц (48 м) ежедневно с 20 до 23 часов.
Редакция «Радонежа» просит своих слушателей сообщать о качестве приема по адресу: 113 326, Москва, Пятницкая, 25. Радио «Радонеж», или по электронной почте: radior@mn.ru.
Москва, ул. Пятницкая, 25. Радио «Радонеж»
тел./факс 950−63−56,
www.radrad.ru; e-mail: radior@nm.ru
НА ПОГРЕБЕНИИ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ДИОДОРА МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ ОГЛАСИЛ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ
Алексия к местоблюстителю Иерусалимского патриаршего престола митрополиту Петрскому Корнилию и членам Священного Синода.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНЬ
Императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена. После революции эти святыни сохранялись в сербской королевской семье Караджоржевичей, а веред II мировой войной были укрыты в Острожском монастыре. В годы безбожной власти они тайно хранились в сейфе Национального банка и лишь несколько лет назад
частица Честнаго Животворящего Креста Господня и десная рука святого Иоанна Предтечи были возвращены Церкви. Сейчас они снова находятся в Острожском монастыре, куда скоро будет предана и Филермская икона Пресвятой Богородицы.
Русская линия
АРМЯНСКИЕ ОБЩИНЫ ПОМОГАЮТ СТРОИТЕЛЬСТВУ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО БОЛЬНИЧНОГО ЦЕРКОВНОГО КОМПЛЕКСА
По его словам, подобные акции уже проводились несколько раз и на пожертвованные средства была частично оплачена установка металлоконструкций парусов и внутренней электропроводки строящегося церковного комплекса. Армянская община является единственным постоянным благотворителем при строящемся храме.
Собранные во время последней акции 20 тыс. рублей будут перечислены за монтаж последнего, пятого, яруса храмовой колокольни. В настоящее время строители заканчивают ее возведение, а также монтаж стен основного помещения храма. Уже полностью построены алтарь, крестильное помещение, галерея, а также
духовно-просветительский центр, где выполнена внутренняя отделка. Весной приход планирует провести монтаж куполов и прокладку наружных коммуникационных сетей.
Регион-Информ
МОСКОВСКИЕ КАТОЛИКИ И ПРОТЕСТАНТЫ УЖЕ ОТМЕТИЛИ РОЖДЕСТВО
лютеранской кирхе Петра и Павла. По календарю западных христиан Рождество Христово вместе с католиками и лютеранами празднуют англиканская церковь, часть методистов, баптистов и пятидесятников. Некоторые протестанты, а также старообрядцы и ассирийские несториане встречают праздник как и православные
— 7 января. Армянская апостольская церковь отмечает Рождество 18 января.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОЗДРАВИЛ МУСУЛЬМАН С ПРАЗДНИКОМ УРАЗА-БАЙРАМ
В президентском приветствии говорится:
«Символично, что именно в этом году празднование Ураза-Байрама совпадает с вступлением России, всего человечества в новую эпоху, в новое тысячелетие, когда все мы размышляем о нравственных основах нашего общества, о будущем, ставим перед собой новые задачи.
Традиционные духовные ценности сближают людей, способствуют взаимопониманию, упрочению гражданского мира и согласия. В нашей стране с глубоким уважением относятся к мусульманской культуре, традициям, вере.
Убежден: добрососедство и цивилизованный диалог между всеми народами нашей Родины — непременное условие достойной жизни и процветания многонациональной России».
Страна.Ru
МУСУЛЬМАНЕ ОТМЕТИЛИ УРАЗА-БАЙРАМ
На территории Федерации действует семь тысяч мечетей. Около ста из них открылись в 2000 году, в том числе там, где до последнего времени не было мусульманских общин — в Салехарде, Норильске, Вологде.
Миграционные процессы 90-х годов отразились на этническом составе и столичных мечетей. По словам представителя московского муфтията, среди прихожан Соборной мечети можно теперь увидеть выходцев из Бангладеш, Индии, арабских стран, а даже китайцев, занимающихся в столице торговлей.
В связи с мусульманским праздником Ураза-Байрам 27 декабря объявлен в Дагестане нерабочим днем. Как сообщает ИТАР-ТАСС, такой указ, согласно конституции республики, издан председателем Государственного совета Дагестана.
Праздничные службы пройдут во всех мечетях, которых в Дагестане более 2 тысяч — больше чем во всех других регионах России. В начале 80-х годов в Дагестане было всего 20 мечетей.
Согласно историческим исследованиям именно из Дагестана началось распространение ислама на другие территории нынешней России, и в следующем году здесь будут широко отмечать 1400-летие по исламскому календарю начала распространения этой религии. Дербентская джума-мечеть является одной из древнейших в
мире, а соборная мечеть в Махачкале — самой крупной на юге России. Это свидетельства прочных традиций ислама в крае, где исторически соседствовали все мировые религии и не было ни одного случая межрелигиозных конфликтов.
Так, во время нападения на Дагестан бандформирований из Чечни в прошлом году духовные авторитеты призвали дагестанцев сплотиться перед общей опасностью. И именно из их среды вышла инициатива о принятии в Дагестане закона о запрете ваххабизма.
Как сообщили ИТАР-ТАСС в Духовном управлении мусульман Дагестана, в священный праздник Ураза-Байрам имамы всех мечетей в своих проповедях — хутба — будут призывать к миру и согласию в обществе.
Страна.Ru
ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПРОШЛОГОДНИХ ТЕРАКТОВ В МОСКВЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ ОКАЗАЛИСЬ ВАХХАБИТЫ
Волгодонске и Махачкале. Об этом сообщили в Центре общественных связей ФСБ РФ.
9 сентября в Москве в результате взрыва жилого дома номер 19/17 по улице Гурьянова 94 человека погибли, 164 были ранены. Вслед за этим 13 сентября взрыв на Каширском шоссе в доме номер 6, корпус 3, унес жизни 124 человека, 9 были ранены. Следствием установлено, в частности, что в подготовке и
совершении этих терактов участвовали приверженцы радикального течения ислама — ваххабизма: А. Гочияев, Д. Сайтаков, Ю. Крымшамхалов, Р. Ахмяров, Т. Французов и Р.Магаяев. Двое из них — Французов и Магаяев — арестованы, и им предъявлено обвинение. Остальные объявлены в интернациональный розыск по каналам
Интерпола, сообщили Стране.Ru в ЦОС ФСБ.
Во Владикавказе 23 сентября 1999 года были арестованы во время подготовки теракта Игорь Мирошкин и Николай Епрынцев. Они также являются приверженцами ваххабизма и прошли диверсионную подготовку на территории Чечни. Суд над ними уже состоялся, напомнили в ЦОС ФСБ. Оба преступника приговорены
соответственно к 15 и 9 годам лишения свободы. Кроме того, осуждены члены другой террористической группы, которые в конце сентября 1999 года прибыли в Пятигорск для организации серии из пяти взрывов в местах массового скопления людей.
Страна.Ru
МОЛЕБЕН В КИЕВЕ
Виктор Ющенко, мэр Киева Александр Омельченко, члены правительства, представители столичной мэрии и Церкви.
Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан) сказал: «Верим, что Господь будет с Украиной, с нашим президентом и правительством, и Украина в следующем тысячелетии расцветет и займет достойное место в мире».
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ В НАРУШЕНИЕ КАНОНОВ, БЕЗ ВЕДОМА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ, НАМЕРЕН ПРИБЫТЬ НА УКРАИНУ
во всем мире, — говорится в заявлении патриарха Варфоломея I и представителей Православных Церквей. — Мы призываем всех работать в направлении диалога правды и любви, для единства тех, кто верит во Христа». Заявление подписали представители Албанской, Александрийской, Антиохийской, Болгарской,
Грузинской, Иерусалимской, Кипрской, Польской, Румынской, Сербской, Чехословацкой и Элладской Православных Церквей.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий бойкотировал встречу в Изнике ввиду противоканонических действий патриарха Константинопольского в Эстонии и на Украине.
О том, что такая позиция Русской Православной Церкви вполне обоснована свидетельствует очередная инициатива патриарха Варфоломея. Призывая к миру и преодолению раскола, он одновременно предпринимает действия, которые нельзя назвать иначе, как провокацией, способствующей новым нестроениям в
православном мире. В частности, патриарх Варфоломей пообещал прибыть на Украину после пасхальных праздников 2001 года. Об этом 27 декабря сообщил народный депутат Украины Тарас Черновил, который в составе официальной делегации Верховной Рады встретился с патриархом Константинопольским. Целью визита
депутатов правых партий было подание Варфоломею прошения о признании раскольничьей т.н. «Украинской православной церкви — Киевского патриархата», возглавляемой анафематствованным расстригой Филаретом Денисенко. По словам Тараса Черновила, Константинопольский патриарх пообещал парламентариям личную
поддержку в решении этого вопроса. Очевидно патриарха Варфоломея не смутило то, что прошение исходило не от верующих, а от политиков, вмешивающихся в церковную жизнь. Не смутило его и то, что вопрос о визите на Украину он должен был бы, согласно канонам, прежде всего согласовать с Патриархом
Московским и всея Руси Алексием и митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Впрочем, мнящий себя восточным папой патриарх Стамбула давно уже ничем не смущается, открыто попирает каноны Православной Церкви, вторгаясь в юрисдикцию иных Поместных Православных Церквей и играя роль пособника
враждебных православию сил.
РАДОНЕЖ
ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ УКРАИНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО В КИЕВ МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ В РЕГИОНЕ
Киево-Печерской лавре.
Визит понтифика, по их мнению, может осложнить и без того непростую религиозную ситуацию в регионе, являющемся канонической территорией Русской Православной Церкви.
Для укрепления духовного единства обеих частей Руси украинские православные братства предлагают открыть в Москве представительства Киево-Печерской и Почаевской лавр, и создать на Украине подворья Троице-Сергиевой лавры и других монастырей средней России.
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОДЕССЕ
Сковороды Национальной академии наук Украины.
Обращаясь с напутственным словом к участникам этого мероприятия, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел подчеркнул, что европейские культурные и научные достижения тесно связаны с христианством. После своего обращения к присутствующим, Владыка Агафангел наградил ректора Одесского
госуниверситета Валентина Смынтыну юбилейным орденом митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира «Рождество Христово 2000» 1-й степени.
Среди ряда выступлений особенно тревожно прозвучало сообщение начальника отдела по вопросам религии Одесской областной государственной администрации Анатолия Сенчука о стремительном увеличении в регионе числа сект харизматического и индуистского толка. Только его ведомство за последнее время
официально зарегистрировало около 30 такого рода группировок, причем их влияние стало распространяться уже и на сельские районы, вызывая растущую обеспокоенность местного населения. В некоторых селах возникали конфликты, спровоцированные сектантскими активистами, в которых местные крестьяне,
традиционно исповедующие Православие, вынуждены были отстаивать свое право на веру своих отцов и дедов. Однако, по словам госчиновника, украинское законодательство весьма лояльно относится к самой процедуре регистрации религиозных общин не зависимо от их культовой ориентации. Поэтому запретить
деятельность той или иной тоталитарной секты власти могут лишь после того, как ее представители совершат преступление и на то будет решение суда.
Пресс-служба Одесской епархии
ВЫСТАВКА «ПОД ЗВЕЗДОЙ ВИФЛИЕМА»
В экспозиции представлены несколько десятков старинных икон и церковных книг, которые до этого хранились в различных музеях Одессы, в том числе и в крупнейшем — Музее Западного и Восточного искусства.
Представленные экспонаты 15−18 веков вызвали большой интерес присутствующих. Открывая выставку, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел отметил, что европейская культура неразрывно связана с христианством и ее лучшие достижения пронизаны евангельским светом Христовой истины.
Пресс-служба Одесской епархии
ПРАЗДНИК ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ ОДЕССКОГО И УСТАНОВКА КРЕСТА НА КОЛОКОЛЬНЕ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГОСЯ СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Одесской духовной семинарии, верующих одесситов приняли участие в крестном ходе с мощами преподобного Кукши.
А накануне этого торжества в Одессе состоялось еще одно знаменательное событие: на строящуюся колокольню восстанавливаемого Свято-Преображенского кафедрального собора был установлен крест. Таким образом, практически, завершились работы по сооружению колокольни, и теперь уже можно с уверенностью
сказать, что в рождественский сочельник одесситы смогут услышать первые колокольные звоны этой возрожденной святыни юга Украины.
Пресс-служба Одесской епархии
НАИВНОСТЬ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ? УКРАИНСКИЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР НАДЕЕТСЯ, ЧТО ПАПСКИЙ ВИЗИТ НА УКРАИНУ БУДЕТ СОДЕЙСТВОВАТЬ «ОБЪЕДИНЕНИЮ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА»
объединения украинского общества и национального примирения». Почему постоянно вмешивающийся в церковную жизнь Украины Жулинский так в этом уверен, он не объяснил. Хотя не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что визит понтифика в страну, где православное большинство постоянно страдает в
равной мере как от агрессивного католического меньшинства, так и от покровительствующего раскольникам государства, ничего хорошего от папаского вояжа ожидать не приходится. Как сообщили в пресс-службе украинского правительства, в ходе встречи Жулинского с католическими прелатами речь шла о создании
в ближайшее время совместного оргкомитета из представителей государства и католической церкви для подготовки к визиту папы римского. Вице-премьер и иерархи выразили взаимную готовность к тесному сотрудничеству в этом вопросе. Обсуждая программу визита, в частности, указывалось, что предварительно
повестка дня может включать обращение папы римского к украинскому народу, которое транслировалось бы в прямом эфире на весь мир, литургии латинского и византийского обрядов. Также придумана еще одна пока что мало понятная инициатива — проведение заседания некоего «Всеукраинского совета церквей» при
участии папы римского. Вице-премьер-министр предложил также организовать встречу понтифика с деятелями украинской науки, образования, культуры, руководителями центральной и региональной властей и общественных организаций. Стороны договорились обсудить подробнее организационные и технические вопросы
визита в начала нового года, после создания по решению президента Украины специального оргкомитета.
РАДОНЕЖ
ЦЕРКОВНЫЕ И СВЕТСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРИГЛАШАЮТ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА
Это приглашение впервые прозвучало 24 сентября во время аудиеции, на которой присутствовал президент Казахстана Нарсултан Назарбаев. Оно было обновлено епископом Караганды Яном Павлом Ленгой и Апостольскими администраторами Алма-Аты и Атырау.
Католическая Церковь Казахстана, во времена советского режима существовавшая подпольно, в последние годы активно восстанавливает свою деятельность благодаря миссионерам из других стран.
Свет Евангелия
ПАПСКИЙ ВИЗИТ В АРМЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАН НА ОСЕНЬ БУДУЩЕГО ГОДА
уточнена конкретная дата визита папы римского. Католикос сказал, что подтвердил приглашение посетить Армению на встрече с Иоанном Павлом Вторым в ходе своего недавнего визита в Ватикан.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
ОБОСТРЕНИЕ ОБСТАНОВКИ В ЧЕРНОГОРИИ
Здесь после ряда попыток сторонников так называемой Черногорской Православной Церкви силой захватить храм, протоиерей Радомир Никчевич забаррикадировался внутри его и объявил голодовку. Он требует от правительства Черногории и полиции обеспечить защиту православных церквей постоянно подвергающихся
нападениям со стороны раскольников. Действия о. Радомира вызвали почти единодушную поддержку православных верующих всей Югославии.
20 декабря Братство православной молодежи организовало проведение регулярных митингов перед зданием Скупщины в Подгорице. В этот же день митрополита Черногорского Амфилохия посетили премьер-министр и министр внутренних дел республики Филипп Вуянович и Вукашин Мираш. 21 декабря проблема бурно
обсуждалась на заседании парламента. 22 декабря Братство православной молодежи подало официальные заявления в представительства ОБСЕ и Евросоюза в Черногории с требованьем защитить права православных верующих в республике. Тем временем о. Радомир продолжает свою голодовку. Состояние его здоровья
заметно ухудшилось. Храм Рождества Пресвятой Богородицы известный в народе как Влашская церковь построен в середине XV века. До недавнего времени в нем проводились реставрационные работы накануне окончания которых и развернулись эти события.
Русская линия
ГЛАВЫ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ В ИЕРУСАЛИМЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ВЗАИМНЫХ ПРИВЕТСТВИЙ НА РОЖДЕСТВО
религиозных обрядов в знак солидарности с переживающими трудные времена палестинцами и в связи с трауром по поводу кончины Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора.
Подобное решение принималось главами христианских церквей в конце 1987 года во время палестинской интифады в знак солидарности с духовными братьями Палестины.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Стойшича и представителя еврейских общин Зорана Коша. На встрече обсуждались пути решения проблем возникающих между представителями разных вероисповеданий в Югославии. Межрелигиозный центр был основан в марте этого года и ставит своей целью развитие духа веротерпимости.
Русская линия
ЯСИР АРАФАТ ПОСЕТИЛ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ СЛУЖБУ В КАТОЛИЧЕСКОМ СОБОРЕ ИЕРУСАЛИМА
Страна.Ru
ПАПА РИМСКИЙ ПОЗДРАВИЛ КАТОЛИКОВ С РОЖДЕСТВОМ
а также о тех людях, которые встречают этот день в одиночестве и страданиях.
«Радиоцерковь»
ПАПА РИМСКИЙ КРИТИКУЕТ ЕВРОПЕЙСКУЮ ХАРТИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
15 европейских государств, собравшихся в Ницце, и уже вызвала критику со стороны целого ряда религиозных деятелей — в том числе Патриарха Алексия II. В своих комментариях к хартии Папа отметил, что в документе нет ни слова «о Боге, в котором мы находим высший источник достоинства и основополагающих
прав человеческой личности».
Заявление Иоанна Павла II было опубликовано в те дни, когда в Риме отмечается 1200-летие со дня коронации Папой Львом III короля франков Карла Великого в качестве императора Священной Римской Империи. В этой связи Папа противопоставил понимание прав человека современными политиками пониманию этого
вопроса Карлом Великим, считающимся одним из наиболее выдающихся правителей в истории Западной Европы. Авторам новой хартии следовало бы сделать заявление в защиту прав личности и семьи, пишет Иоанн Павел II, отмечая далее, что в свое время Карл Великий внес большой вклад в дело признания прав
человека.
«Радиоцерковь»
НАЙДЕНА ПЕЩЕРА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Иоанну. «Череп был захоронен в непосредственной близости от пещеры, — сообщил руководитель раскопок Мухамед Вахиб. — На данном этапе исследования известно, что он принадлежал отшельнику, жившему в I веке нашей эры, однако в то время здесь жило множество отшельников».
«Радиоцерковь»
НА КУБЕ РАЗРЕШЕНО ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА
Но в 1990-х годах праздник вновь начал оживать. В 1998 году, Папа Иоанн Павел II посетил Кубу и напомнил кубинцам, что Рождество представляет собой важную часть национального «религиозного и культурного наследия» в ранее католической стране. В ответ на это Кастро отменил свой запрет.
Рано вечером 21 декабря дети из 670 католических церквей Кубы приняли участие в некой христианской процессии, которая является традиционной по всей Латинской Америке. В это время дети маршируют вокруг церкви в библейских костюмах и поют религиозные песни. Затем проходит инсценировка рождения Иисуса.
КАТОЛИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО В ВИФЛЕЕМЕ
Паломники со всего мира в этом году предпочли остаться дома или отправиться в другие святые места, несмотря на важность отмечаемой даты. По распоряжению мэра Вифлеема, празднества на этот раз ограничены исключительно богослужениями. Рождественскую службу провел латинский патриарх Иерусалима Мишель
Саббах. Он призвал к справедливости, терпимости и миру для палестинцев. В храме присутствовал председатель Палестинской национальной администрации Ясир Арафат, который с 1995 года участвует в праздновании Рождества в Вифлееме, находящемся под палестинским контролем. Он сидел в первом ряду в церкви
святой Екатерины, где проходило богослужение.
Интерфакс/"Эхо Москвы"
БЕТОННАЯ ГЛЫБА ВЕСОМ ОКОЛО ДВУХСОТ КИЛОГРАММОВ РУХНУЛА С ФАСАДА СОБОРА СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В БАРСЕЛОНЕ
Собор Святого Семейства строился с перерывами практически в течение всего ХХ века. Однако до полного завершения замысла архитекторов еще далеко: потребуется еще около пятидесяти лет, чтобы построить все 12 башен, посвященные апостолам, 4 огромные колокольни и 2 колоссальных шпиля.
«Радиоцерковь»
ГЕЙТС СПОНСИРУЕТ ПРОГРАММЫ «ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ»
семьи, помощь в планировании семьи. Основатель компании Майкрософт и его жена пожертвовали более $ 20 миллионов в фонд медицинской помощи людям с низким уровнем жизни.
Reuter
РАМАДАН ЗАКОНЧИЛСЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
Помимо духовных дел, палестинскому лидеру предстоит решать государственные вопросы — в египетском городе Шарм-эш-Шейх должна его встреча с премьер-министром Израиля Эхудом Бараком.
Они обсудят план мирного урегулирования ближневосточного конфликта, предложенного Биллом Клинтоном. Если стороны придут к соглашению, в конце недели Арафат и Барак вылетят в Вашингтон для личных переговоров с президентом США.
ОРТ
ИЗРАИЛЬТЯНЕ НЕ ОТДАДУТ ПАЛЕСТИНЦАМ ХРАМОВУЮ ГОРУ
В процессе опроса, проведенного Smith Research Center 24 и 25 декабря, людям задавался вопрос, согласятся ли они с перемирием, в рамках которого под контроль палестинцев попали бы арабские районы Иерусалима и 95 процентов территории на западном берегу Иордана и в секторе Газа, но палестинским
беженцам не было бы позволено вернуться в Израиль.
Идею такого соглашения поддержали лишь 38 процентов опрошенных, в то время как 52 процента отвергли ее. Таким образом, большинство израильтян не поддержали предложенный Клинтоном черновой вариант палестино-израильского мирного соглашения.
Кроме того, лишь 29 процентов опрошенных считают, что палестинцы согласятся с этим предложением, более половины же уверены в том, что теми оно будет отвергнуто.
Lenta.ru