РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ РЕАГИРУЕТ НА ТЕКСТ ХАРТИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВ ЕС
14 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Архиепископу Афинскому и всей Эллады Христодулу и Папе Римскому Иоанну Павлу II письма, в которых изложен ряд соображений, возникших после изучения текста Хартии фундаментальных прав Европейского Союза, провозглашенной 7 декабря в Ницце на заседании Европейского совета (саммита глав государств и правительств стран — членов ЕС). Подобные письма также направлены председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом министру иностранных дел России И.С.Иванову и генеральному секретарю Конференции Европейских Церквей пастору Киту Клементсу. Направление писем в связи с принятием Хартии, могущей стать одной из основ конституции объединенной Европы, вызвано озабоченностью потенциальной реакцией на данный документ пасомых Русской Православной Церкви, многие из которых живут в странах, уже ставших кандидатами на прием в Европейский Союз. В период выработки Хартии Православные, Католическая и протестантские Церкви, а также Конференция Европейских Церквей уже высказывали ряд критических замечаний по тексту документа. Обращаясь к адресатам упомянутых писем, Священноначалие Русской Церкви выразило надежду на солидарность и на развитие совместных усилий по совершенствованию европейского международного права. В письмах Святейшего Патриарха говорится: «Признавая, что Хартия имеет немалое положительное значение, ибо закрепляет многие жизненно важные права человека, включая широкий спектр экономических и социальных прав, вынужден обратить внимание на целый ряд слабых сторон документа. Прежде всего, должен отметить недостаточную выраженность духовно-нравственных оснований человеческого достоинства, а также практически полное игнорирование вопроса о моральной ответственности личности и об осознании ею своих обязанностей, неразрывно связанных с правами. Преамбула Хартии, как уже неоднократно отмечалось представителями христианских Церквей и объединений, игнорирует религиозное наследие Европы, подчеркивая роль лишь гуманистических ценностей, не являющихся безусловным приоритетом для целостного религиозного миропонимания. Есть и более частные, но не менее важные замечания. Статья 21 Хартии запрещает „дискриминацию на любых основах“, включая религию, „политическое или иное мнение“ и „сексуальную ориентацию“. Буквальное понимание и радикальное применение этого принципа государством может войти в непреодолимое противоречие с установлениями Православной Церкви и многих других религиозных общин, руководствующихся в своей внутренней жизни религиозным правом, почитаемым верующими людьми превыше любого человеческого закона. Это же относится и к положению Статьи 23, предполагающему равноправие полов при трудоустройстве. Полагал бы, что применение данных принципов следует сбалансировать мерами, укрепляющими невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, формируемых на добровольной основе, а потому не могущих быть источником дискриминации в упомянутых случаях. Разделения же по признаку „сексуальной ориентации“ не признаются нами укорененными в природе человека, а потому привнесение этого признака в Статью 21 видится ничем не оправданным. Статья 13 практически побуждает к снятию любых ограничений с различных форм художественного самовыражения, которое, как хорошо известно, может использоваться в неблаговидных целях, служить средством разжигания политической и иной розни, а также оскорбления религиозных, национальных и иных чувств. Ограничения снимаются и с научных исследований, которые также способны служить злонамеренным целям и интересам. Видится важной выработка более сбалансированного и ответственного подхода к этим вопросам, продиктованного реальными обстоятельствами жизни. Есть и другие поводы для озабоченности — в частности, не предоставление ряда политических, экономических и социальных прав лицам, не являющимся гражданами стран-членов ЕС, при том, что в некоторых странах-кандидатах такие лица составляют значительную часть населения и не имеют возможности быстро получить гражданство». ОВЦС