В минувшее воскресенье в Ватикане прошла церемония беатификации двух бывших римских пап — Пия IX (1846 — 1878) и Иоанна XXIII (1958 — 1963). Оба они проявляли огромную активность в решении важнейших церковных и общественных вопросов и оказались инициаторами судьбоносных для Римско-католической Церкви событий. Вопрос о канонизации этих римских первосвященников рассматривался уже давно. Наибольшие споры вызывал папа Пий IX. При нем в 1870 году состоялся I Ватиканский Собор, на котором был провозглашен догмат о непогрешимости Римского папы в вопросах веры и нравственности, ставший еще одним пунктом разногласий Римско-католической Церкви с православием и протестантизмом. Еще одним важным моментом деятельности Пия IX, вызвавшим сильные споры, стало опубликование его знаменитого «Силлабуса» — списка 80 «заблуждений современной эпохи». В этом документе папа заявляет свою непримиримую позицию в отношении прогресса. Четкое отделение Церкви от государства осуждается так же, как и идея о том, что папа должен быть лишен светской власти, а свобода совести квалифицируется как опасное заблуждение. Однако скандальная известность Пия IX связана главным образом с его антисемитскими взглядами. Известен случай, когда он похвалил писателя Альфонса Доде за его антисемитскую книгу, заявив при этом, что «развращенный еврей всюду ведет кампанию против Церкви». Канонизация Пия IX выглядит довольно странно на фоне недавних заявлений папы Иоанна Павла II, признавшего вину Римско-католической Церкви в разжигании антисемитских настроений в Европе. Совсем другой характер носила деятельность папы Иоанна XХIII. Его реформаторская натура проявилась сразу после избрания в том, как он себя назвал, — последний Римский папа, носивший имя Иоанн, жил в XV столетии и был осужден и низложен церковным собором. При Иоанне XXIII начал свою работу II Ватиканский Собор, провозгласивший новые принципы в отношении к другим христианским конфессиям. Главным направлением деятельности Иоанна XXIII, выделившим нового папу из рядов предшественников, стало стремление к объединению всех христиан.