ВЛАДЫКА МИРОСЛАВ МАРУСИН БЛАГОСЛОВЛЯЕТ УКРАИНСКИХ ДЕТЕЙ ВО ЛЬВОВЕ
Как мы сообщали ранее, корреспондент газеты «День» Клара Гудзик побывала в Ватикане по приглашению Радио Ватикана. Сегодня начинаем публикацию серии статей, подготовленных нашим журналистом и посвященных жизни и работе украинцев в Ватикане и Риме. Ниже печатается беседа с архиепископом Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Мирославом Марусиным, который любезно согласился дать интервью для газеты «День». Владыка Мирослав является одним из немногих украинцев, кто входит в состав правительства Ватикана, т. е. Римской Курии Святого Престола. Он работает здесь Секретарем Конгрегации Восточных Церквей и специально занимается украинскими церквями. В свое время архиепископ Мирослав близко сотрудничал с выдающимся деятелем УГКЦ митрополитом Йосипом Слипым. — Высокопреосвященный Владыка, что бы Вы могли сказать нам, украинским работникам СМИ, в связи с Днем журналиста, который стал заметным событием Юбилейного года? — Прежде всего отмечу то, что Святейший Отец Иоан Павел II высоко оценивает достоинство и роль журналистов в обществе. В частности, он сказал, что они — вместе с церковью — заботятся о благе людей, ибо несут им необходимую информацию, без которой сегодня человек не может выжить. На День журналиста в Ватикан, центр мирового христианства, приехали более 2000 журналистов из 40 государств. Когда-то паломники шли к святым местам пешком, ехали повозками, теперь прибывают самолетами. Время идет вперед, это нормально и хорошо. Важно, чтобы человеческое сердце тоже соответственно прогрессировало, иначе общество будет только терять, а не приобретать от прогресса технического. Люди украинской земли издавна входили в мировую христианскую семью. Когда Киевская Русь официально приняла христианство, Вселенская церковь была еще единой и русичи свободно общались как с Константинополем, так и с Римом. Киевские митрополиты участвовали в западных соборах даже после раскола 1054 года. Эта традиция была продолжена униатской украинской церковью, которая полностью сохранила восточный церковный обряд и одновременно осталась в единстве с мировым христианским сообществом. Именно в этом наша сила, а также наша историческая роль, которая является актуальной и сегодня. Хотелось бы, чтобы украинские журналисты были более ознакомлены с подобными историческими фактами. Хочу остановиться на еще одной проблеме, где роль журналистов особенно важна. Было бы неправильно думать, что украинство имеет право на существование только в пределах Украины, в полном отрыве от мира. Наоборот, всем нужно заботиться о том, чтобы украинство распространялось во всем мире. Кое-где уже сформировались сильные центры украинства. Нельзя допускать того, чтобы у украинцев в Украине и заграницей был разный менталитет и обычаи. Это было бы потерей для всех нас. Ведь у всех у нас одна и та же душа, мы один народ. СМИ Украины должны больше заботиться о единстве украинства, проводить эту идею, воспитывать читателей. Не должно быть раскола по географическому принципу — в диаспоре это остро осознается. Мы не имеем права тратить время на бесплодные, безрезультатные дискуссии — как в сфере религии, так и в общественной жизни, в государственно-созидательном процессе. Как написал когда-то св. Августин: «В самых важных вещах — обязательно единство; в сомнительных — необходима дискуссия. Но всегда и везде должна присутствовать — любовь, каритас.» В этом вопросе я только иду вслед за нашими выдающимися церковными иерархами, такими как митрополит Андрей Шептицкий. — Не могли бы Вы высказать свое мнение о возможности в близком будущем визита Папы Иоана Павла II в Украину, который обсуждается украинскими СМИ уже несколько лет? Возможен ли визит еще в этом году? — Мы все, как в Украине, так и здесь в Риме с нетерпением ожидаем этого визита. Нужно учитывать то, что Св. Отец желает этого визита еще более чем мы. Ибо всегда был нам близок, а став Папой, приблизился еще больше. Наверное, по милости Божьей, он посетит Украину. Как вы знаете, в этом году Св. Отец уже нанес несколько очень сложных визитов, в частности, побывал в Святой земле, где происходят вооруженные стычки между арабами и израильтянами. Побывал также в некатолических странах, например, в Румынии, а также в странах, где христиан меньше 1%. Есть, однако, кроме Украины, много стран, где он еще не был и где хотел бы поприветствовать верующих своей церкви. Это, например, Россия. Нам очень приятно, что сегодня общественное мнение в Украине благоприятно для визита Св. Отца. И хотя график поездок Св. Отца давно составлен и заполнен до конца года, я уверен, что при благоприятных условиях это не будет препятствием. Ведь, чтобы побывать в Киеве, достаточно двух-трех дней. Так будем надеяться. — Владыка, как случилось, что взаимоотношения Святого Престола с Украиной в известной степени определяются отношениями с Московским патриархатом? — Для Св. Отца каждая церковь является уважаемым партнером, участником диалога. В Украине тем временем существуют специфические сложности в отношении поездки Папы Иоана Павла II. Начать с того, что предстоятель УПЦ находится в полной зависимости от Московского патриархата. С другой стороны, существует патриарх Киевского патриархата, которого признает как такового часть украинских православных. Хотя для того, чтобы действительно быть патриархом, необходимо признание всех других церквей мирового православного сообщества. Есть еще Украинская Автокефальная православная церковь. Это создает трудности, так как трем церквям трудно договориться о совместной встрече с Папой. Для самого же Св. Отца это не является большой проблемой. На Святой Земле он встречался с христианами, иудеями и мусульманами и всем высказывал свое мнение. Все признали, что этот визит, общение с Папой в известной степени улучшили ситуацию. Так всегда бывает. Всем он говорит то, что стоит внимания, высказывает свое мнение и все получается к лучшему для людей. В Киеве, в Украине будет то же. Папа хорошо знаком с нашей мученической историей, уважает наш народ. — Получилось так, что из-за несогласия между православной иерархией — в начале это было всего несколько лиц — много миллионов православных, которые входят в состав Киевского патриархата и Автокефальной церкви, оказались полностью оторванными от мирового христианского сообщества, в том числе от Полноты православия. Их никто не признает, их не приглашают на всеправославные и всехристианские мероприятия, с ними не общаются. Как Вы расцениваете такую ситуацию? — Это сложная и отдельная тема. Здесь никто не виноват. Вообще нельзя говорить той или другой группе или церковному сообществу, что они виноваты. Такова действительность в Украине — мы еще не можем хорошо сориентироваться, учесть не только уроки истории, но и собственные интересы. Ведь когда в Украине в древние времена уже была Киевская церковь, Москва еще была далеким северным селом. Кое-кто просто не хочет этого помнить. А теперь, когда Украина восприянула к новой жизни, ей остались в наследство архиереи, избранные Московским синодом. Это трагедия украинского православия. Нужно еще некоторое время, чтобы Украина наконец создала единую автокефальную церковь. А пока что Патриарх Московский имеет в Украине своих епископов и верующих. Духовенству нужно специально изучать ситуацию, постоянно собираться для обсуждения. Но возможно ли это теперь, заинтересован ли кто в этом? Скорее всего, что нет. — Если бы вы согласились немного рассказать о том, как здесь, в Риме деятели Греко-католической церкви защищали украинских людей от депортации в Советский Союз сразу после Второй мировой войны. Известно, что Вы участвовали в этом непосредственно. — Это действительно очень интересные страницы нашей истории, к тому же — почти неизвестные обществу, ибо в то время их нельзя было обнародовать. Может историки когда-то займутся этим делом, напишут, как и что делала тогда Церковь, чтобы как-то защитить своих людей на чужбине. Часто, однако, получается, что все остается забытым. Даже те люди, которые очень много сделали для своего народа, становятся «тенями забытых предков». И поэтому вы правильно делаете, что такие вопросы поднимаете, — пока еще есть свидетели, которых осталось очень мало. А дело было в том, что, в отличие от первой украинской эмиграции, эмиграция сороковых годов XX века была политической. Ее составляли люди, которые преследовались за свои убеждения, за веру. Многие оказались тогда в Европе. После окончания войны только в Западной Германии осталось более 500 000 украинцев. Они сказали: «В Украину, такую как сейчас, мы не можем вернуться, она не свободна. Будем бедствовать здесь». Этим людям нужно было помочь; их постепенно, частями переселили за океаны, где они обогатили нашу украинскую жизнь. В Америке, даже в Австралии, не говоря уже о европейских странах. Были ситуации очень драматические. В Италии, например, находилось 10 тысяч военных «Дивизии Галичина» — остатки украинской армии, которая боролось за свободу Украины. И вот, в связи с договоренностями между Москвой и союзниками, их должны передать в СССР. Только чудом удалось покойному владыке Ивану Бучку при помощи Папы Пия XII спасти этих 10 тыс. молодых украинцев от верной смерти. Владыка Иван среди ночи, вопреки этикету, обратился к Папе Пию II, и последний попросил американское военное командование придержать приказ о выдаче. А англичане взяли на свои корабли 10 000 человек и привезли в Англию. Там они и поселились, там они и их потомки живут до сих пор. Произошло это в 1946 году. Это один из многочисленных эпизодов того трагического времени. А нам, духовным, не приходится о тех наших «подвигах» говорить, о том, что мы делали когда-то в то далекое время. Однако документы есть, их столько, что ничего исторически важного не пропадет. Хорошо было бы, если бы историю все знали, ибо если история — учительница жизни, то нужно, чтобы она учила. Наше поколение церковных деятелей за пределами Украины уже уходит, но мы, старые деятели, дождались-таки независимости своей родины, до которой многие из нас и не надеялись дожить. Все осуществилось Божьей милостью, ибо силой нельзя было преодолеть коммунизм. Этого чуда не могло бы произойти, если бы народ не сохранил чувства своей идентичности, свою веру, свой язык. Еще один раз было доказано, как трудно сломить народный дух. Хотя один Бог знает, сколько гениев мы потеряли только среди тех, например, семи миллионов, которые погибли во время голодомора. В то время, когда другие народы энергично и плодотворно развивались, мы платили кровью за самое наше бытие. Беседу вела Клара Гудзик, «День». Ватикан — Киев