РУКОВОДСТВО АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ РОССИИ ОТВЕРГЛО ПРОЗВУЧАВШУЮ КРИТИКУ КАЧЕСТВА ВОССОЗДАНИЯ УБРАНСТВА ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Воссоздание Храма Христа Спасителя — это «не реставрационные работы, а возрождение национальной святыни». Оно происходит с использованием современных материалов и строительных методов, оптимальных для нынешней городской среды, подчеркнул на пресс-конференции в Москве главный архитектор по воссозданию Храма, член Президиума Российской Академии художеств (РАХ) Михаил Посохин. Накануне редколлегия журнала «Архитектура и строительство России» при поддержке министерства культуры РФ организовала встречу с журналистами под лозунгом: «Храм Христа Спасителя: от святости к шоу-бизнесу». На ней было заявлено, что «признанный научный принцип воссоздания был подменен практикой вульгарной имитации», что были допущены «вопиющие нарушения российского законодательства в сфере охраны и реставрации памятников истории и культуры». Руководство РАХ почти в полном составе появилось на ответной пресс-конференции, чтобы заявить о несостоятельности «придирок» и их недопустимости «на фоне главного факта» — того, что «Храм возрожден из небытия, а это отметает большинство претензий». В ходе пресс-конференции представитель Московской Патриархии, курирующий работы, даже назвал указанную выше встречу с журналистами «беззаконным сборищем, проведенным врагами Храма». Нелогично предъявлять претензии к качеству работ «с позиций верности принципам исторической реставрации», подчеркнула доктор искусствоведения Анна Рындина. «Не следует забывать, что это феномен воссоздания святыни», — отметила она, проведя аналогии с постройкой в Подмосковье Нового Иерусалима в XVII веке и средневековой практикой списков икон, которые «при всем соблюдении иконографии никогда не повторяли оригинал». Работая под наблюдением Патриархии, художники строго следовали канонам церкви, заверили журналистов. По словам руководителя работ по скульптурному убранству Храма, вице-президента РАХ Юрия Орехова, был даже воплощен первоначальный замысел архитектора Константина Тона — он задумывал выполнить наружные скульптуры в бронзе, но из-за нехватки средств их сделали из непрочного доломита, который уже к 1910 году начал разрушаться. Материалы, применяемые сегодня, способны сохраняться веками, отмечали ораторы. ИТАР ТАСС