От состоявшийся в начале недели визит римского папы в Грузию ожидали весьма многого. У всех на памяти триумфальное начало пастырских экуменических поездок папы на Восток. Его визит в православную Румынию в мае этого года превзошел все ожидания экуменистов. Главу еретиков-латинян римского понтифика встречали на таком высоком уровне и приветствовали столь восторженно, что вряд ли такого бы удостоились православные, даже если бы все патриархи одновременно прибыли в Бухарест. Затем произошла осечка, не получилось у папы отметиться в Армении. И вот визит в Грузию. Иоанн Павел II прибыл в туда по приглашению президента Шеварнадзе и главы Православной Церкви Грузии патриарха Илии II. В аэропорту Тбилиси папу встречали президент и патриарх в сопровождении руководителей государства и церкви. Патриарх Илия II обратился к прибывшему папе с речью, в которой напомнил о древней истории православия на земле Иверии, о святынях, дарованных Грузинской Церкви Божьим Промыслом. Коснулся в своей речи патриарх и верности Грузии своей вере: ?На протяжении веков Грузия сохранялась Божьей Десницей. Без Божьей помощи наша страна не пережила бы вторжения многочисленных врагов в течение столетий. Грузия была захвачена и разрушена много раз, но захватчики не сумели сломить выдержку и преданность грузин Христу. Преданность к вере была настолько сильна в нашем народе, что быть грузином и христианином стал синонимом для соседних стран?. Но несмотря на пережитые испытания по мнению патриарха Илии II? Главная цель нашего народа все еще состоит в том, чтобы защитить язык, землю и веру?. В присутсвии римского первосвященника, главы католиков, проводящих активную проозелитическую деятельность на территории православных стран, это заявление главы Грузинской Церкви прозвучало вдолне недвусмысленно. При этом говоря об отношениях между Ватиканом и Грузией, патриарх Илия II подчеркнул, что главным различием между ними является принадлежность к двум разным вероисповеданиям. В ответном слове папа Иоанн Павел II, наоборот акцентировал внимание на традиционную, по его мнению, в православной Грузии толерантность к другим религиям. Ярким примером этого, по его словам, является соседство христианских храмов с синагогами и мечетями в Тбилиси. Очевидно, что папа хотел выдать желаемое за действительное, мечети являются для грузин скорее напоминанием о долгих годах порабощения, нежели признаком безразличия к вере. Уже по тексту приветствий стало ясно, что Ватикан и Грузинская Церковь совсем по-разному смотрят на развитие своих отношений. К тому же в прессе появились утверждения, что патриарха Илию II принудили направить приглашение папе. Шеварднадзе, говоря о истории приглашения в страну Иоанна Павла II, пытался опровергнуть эти слухи. «Давления со стороны руководства не было. Между нами проводились консультации и мы сошлись в том, что визит Папы Римского — это полезное событие для всей Грузии, и Патриарх проявил к этому визиту такой же интерес, как и я», — сказал Шеварднадзе. Как бы там ни было, вряд ли патриарх Илия II советовался со своей паствой приглашать или не приглашать в Грузию папу, но вот в том, как будет принят папа Грузинской Церковью, Патриарх учел мнение верующих. Более того уже во время пребывания папы в Тбилиси Грузинская патриархия распространила следующее обращение к своей пастве: ?Сообщаем для православных, проживающих в Грузии, что согласно православному церковному праву, православный христианин не имеет право присутствовать на богослужение другой конфессии, совместно молиться, или причащаться с неправославными?. Это предостережение было вызвано шумными мероприятиями католиков. В тбилисском дворце спорта папа служил мессу в присутствии 15 тысяч зрителей. Такого количества католиков в Грузии, естественно не нашлось, у Ватикана там всего 8 приходов. И хотя для массовости прибыла подмога из Польши, в основном зал заполнили зрители, но свободные места остались. Очевидно народу было бы больше, если бы мессу папа служил под открытым небом. Но власти в данном случае пошли на встречу пожеланиям Патриархии и не настояли на изменении первоначального плана Ватикана. Собор СВЕТИЦХОВЕЛИ — Животворящий Столп Побывал папа и в гостях у православных. Его принимали в древней Мцхете, в соборе Светицховели, но в алтарь? святого отца? тоже не пустили, ограничились собеседованием в храме православных и католиков вне богослужения. Вполне оправданное недоверие православных к? дружеским? намерениям Ватикана вызвало недоумение грузинской так называемой интеллигенции. Последовали насмешки и критика Грузинской православной церкви со стороны либеральной прессы. Хотя основания обвинять Ватикан в прозелитизме вполне осязаемые: в ходе визита Иоанн Павел II объявил, что Глава грузинской католической администрации монсеньор Джузеппе Пазотто будет возведен в сан епископа римско-католической церкви. Он станет первым католическим иерархом на территории православной Грузии с титулом Епископ Тбилисский. Визит папу в Грузию вызвал интерес прессы к дальнейшим планам папы в отношении православных. По сообщению газеты «Коммерсантъ» Иоанн Павел II в ходе визита в Грузию сделал сенсационное заявление о том, «что он намеревается уже в этом году посетить Москву и отслужить совместную службу с патриархом Алексием II». В ответ на это заявление Патриарх Алексий II сказал, что встреча глав Русской православной и Римско-католической церквей невозможна до урегулирования существующих между ними проблем униатства на Украине. В отличие от Илии II, предстоятель Русской Православной Церкви не говорил о различии вероисповедания Православия и папизма, единственной причиной разногласий выставив имущественные споры между православными и католиками восточного обряда (униатами). О чем это говорит? О безразличии Патриарха Алексия II к вопросам вероисповедания или о его несвободе в высказываниях? Во времена застоя священноначалие Русской Православной Церкви не раз высказывалось о полной свободе вероисповедания в СССР. Сейчас Патриарх регулярно заявляет о несвободе жизни Церкви при коммунистах. Не исключено, что через десять лет он будет говорить, о том, что и в 1999 году Церковь была несвободна. Но чтобы не заявлял патриарх Алексий II представителям прессы, задача православной общественности не допустить осуществления планов Ватикана. Удастся ли здоровой части Русской Православной Церкви противостоять либерально-экуменической группировке в московском священноначалии, возглавляемой председателем ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым) или мы вскоре будем иметь католического епископа Московского и Всея Руси, покажет время.