«К ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ ДОБРЫЕ ЛЮДИ.."Из последнего интервью владыки Иоанна.
На этой неделе православные в России праздновали память митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Приснопамятный владыка Иоанн отошел ко Господу 2 ноября 1995 года. Усопший Владыка был для народа Божьего великим утешением в самые трудные смутные годы конца ХХ столетия. Так устроено зрение человека: большое видится на расстоянии. Чем далее отступает от нас кончина приснопамятного владыки, тем более нам открывается во всей красе жизнь, общественное и пастырское служение митрополита Иоанна, его величайшие открытия в области историософии. Конечно, к наследию владыки, его трудам будут обращаться еще многие поколения русских. И наши потомки сумеют дать адекватную оценку деятельности петербургского старца. Что же происходит сейчас? Не у кого нет никаких сомнений, что деятельность митрополита Иоанна оказала громадное влияние на общественную жизнь России. Его имя было и остается символом православного патриотического освободительного движения, его упоминание одушевляет патриотов России и вызывает злобуу ее врагов. Редкая статья, программа партии, публичное выступление патриотов обходится без цитирования трудов митрополита Иоанна. Отношение к трудам владыки индифицирует место политика на политическом поле. Изложенное в «Самодержавии духа» воззрение митрополита Иоанна на исторические судьбы России стало основой изменения мировоззрения тысяч и тысяч русских. А сколько людей пришло к спасительной вере во Иисуса Христа, найдя точку опоры в окружающем аморальном обществе в высочайшем нравственном облике простого и смиренного, столь нечастого для нашего времени архиерея-бессеребренника. Владыка Иоанн был необычайно прост и доступен в общении, особенно с простым народом. Холодно приняло самарского архиепископа питерское духовенство, но народ сразу потянулся к нему, почувствовал своего архиерея. Наш народ отзывчив на внимание и доброту к нему. Казалось бы, легко завоевать его доверие, но далеко не всякому это удается. Уж чего проще вроде бы, встречаться со своей паствой раз в пару месяцев вне церкви. Владыка считал своей обязанностью регулярно встречаться с петербуржцами и отвечать на насущные вопросы. Кому посчастливилось хоть раз быть на таких встречах, тот надолго запомнит сердечную обстановку общения настоящего, не только по чину, духовного пастыря со своей паствой. До сих пор так никто из архиереев нашей Церкви не сумел повторить это, как тогда нам казалось, естественное и обычное правило: не только в церковной проповеди поучать народ, но и регулярновстречаться со своей паствой в свободном общении, стараясь услышать его чаяния и заботы. В одном из последних своих интервью владыка сказал, что «к власти должны прийти добрые люди». Сам он и был таким добрым человеком. Им он и остался в селениях праведных, и как прежде к нему живому мы обращались за помощью и утешением, так и теперь обращаемся к своему Святителю:
Правило веры и благочестия, Воздержания добрый наставниче, Православного Отечества ревнителю, Защитителю народа Русского, Богомудре святителю Иоанне, Моли Христа Бога помиловатися душам нашим
Родился митрополит Иоанн (Иван Матвеевич Снычев) 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда — Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью и хотя по возможности ходили в храм Божий — детей своих в вере и благочестии невоспитывали. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь. Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не получила своего закрепления, и отрок Иван оставался вне Церкви. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте он глубоко задумался над смыслом жизни. Позднее владыка вспоминал, что ему было страшно смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно, уходя в небытие, и по этой причине он горько плакал. Господь, взирая на тяжкие переживания юноши, особым Промыслом повел его к вере. Ранней весной 1943 года в частных домах села, где жил Иван, стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из таких молитвенных собраний пришел и Иван. Здесь он впервые услышал слово Божие, и в его сердце были посеяны семена православия. Окончательное же восприятие веры произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преп. Серафима Саровского, накануне праздника пророка Божия Илии, на танцплощадке. Внезапно Иван увидел всю мерзость грешного мира. В представшем ему видении вместо танцующих людей он узрел омерзительных кривляющихся бесов — истинных хозяев этого суетного веселья, почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента сердце юноши загорелось огнем веры. Слово Божие разрешило мучившие его вопросы — человек после смерти не исчезает, а переходит в жизнь будущего века, наследуя райское блаженство или адские муки — в зависимости от того, как управил он свое земное бытие. В помощь 16-летнему Ивану Господь послал благочестивую подвижницу Февронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел привел его к священнику о. Леониду Смирнову, который первый раз напутствовал юношу Святыми Таинами. Так началась его церковная жизнь. В конце декабря 1944 года Иван был призван в ряды Красной Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской повинности, и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в г. Бузулуке Оренбургской области. Здесь и произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу. В это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешев-ский) искал себе келейника и послушника. В храме города Бузулука он обратил внимание на молодого пономаря и взял его к себе. Так в августе 1945 года началась духовная жизнь Ивана под руководством опытного архиерея. Келейник нес послушание в покоях владыки и в храме — в качестве иподиакона. Для подготовки к проповеднической деятельности епископ почти ежедневно поручал ему после литургии пересказывать в храме народу жития святых. 9 июня 1946 года послушник Иван после пострига в рясофор с именем Иоанна был рукоположен своим старцем-архиереем во диакона, а 14 января 1948 года — во иерея. Убедившись в способностях иеромонаха Иоанна, святитель возлагал на него весьма ответственные поручения. В то время не во всех приходах епархии было спокойно, временами возникали внутренние нестроения. Туда-то и посылал владыка своего юного помощника укрощать человеческие страсти. Но совместная жизнь священника Иоанна со святителем-старцем продолжалась недолго. В сентябре 1948 года архиепископа Мануила богоборческие власти сослали в Потьму (Мордовские лагеря). Осиротевший о. Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую и окончил по первому разряду. В 1951 году он стал студентом Ленинградской духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия. Подающего надежды богослова даже оставили профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. В декабре 1955 года произошла радостная встреча с вернувшимся из ссылки архиепископом Мануилом, которого назначили на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 года о. Иоанн в свободное от стипендиатской работы время помогал своему архипастырю составлять «Чин архиерейского отпевания», а осенью он был определен преподавателем Минской духовной семинарии и пострижен в мантию. Иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой. В сентябре 1957 года, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, о. Иоанна освободили от преподавательской деятельности, и он вернулся к старцу-святителю в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над капитальными трудами: «Каталогом русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 годы», «Топографией архиерейских кафедр и викариатств» того же периода и «Фотоальбомом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года». За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 года был награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями. В сентябре 1959 года о. Иоанн был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской Духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священное Писание Ветхого Завета. Трудился иеромонах в семинарии всего год и в сентябре 1960 года снова был направлен в распоряжение Высокопреосвященного Мануила, в то время бывшего уже архиепископом Куйбышевским и Сызранским. Владыка определил ему быть священником и ключарем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева (Самары). Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн в то же время помогал своему старцу в его литературных трудах и готовил магистерскую диссертацию. Трудясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, ученик унаследовал от наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории. В апреле 1961 года иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 года — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 года владыка Иоанн защитил в Московской духовной академии диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1969 году он утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 года ему поручается временное управление Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 года епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа. В июне 1987 года он посетил Святую Землю. За чтение в 1988 году в Ленинградской духовной академии курса лекций по новейшей церковной истории получил звание доктора церковной истории. С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт-Петербургскую епархию. Вскоре началась и его активная религиозно-общественная, публицистическая деятельность, сделавшая имя петербургского архиерея широко известным как в России, так и за рубежом. Причины нынешней русской смуты, трагедия уничтожения великой некогда Державы, духовное одичание народа, отданного на откуп лжеучителям и слепым вождям — таковы лишь некоторые темы многочисленных выступлений владыки Иоанна на страницах российской печати. В чем смысл русской истории? Что необходимо сделать, чтобы возродить самосознание русского народа, величие и мощь Святой Руси? Есть ли враги у национальной России? Как осуществляется в нашей многострадальной стране «тайна беззакония»? Ответы на эти и другие вопросы давал митрополит в своих литературных трудах. Очень быстро он стал признанным духовным лидером православно-патриотических, национальных сил России. Одно упоминание его имени вызывало у «демократических» разрушителей страны дрожь ненависти. По сути владыка Иоанн стал создателем современной идеологии русского национального возрождения — столь долгожданного для одних и так ненавистного другим. Впрочем, это была лишь одна из областей многогранной деятельности старца. Много пришлось потрудиться владыке по восстановлению и ремонту возвращенных епархии храмов. Возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, старинных церквах св. Симеона и Анны, Пантелеимона, Благовещения и многих других. Общее число действующих храмов выросло в епархии почти в три раза! Проповедуя за каждым богослужением, митрополит Иоанн находил время встречаться с горожанами на вероучительных беседах, выступать в телепрограммах, участвовать в деятельности учебных заведений и культурно-просветительских организаций. По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петер-бургские епархиальные ведомости», выпускается газета «Православный Санкт-Петербург», начало свою деятельность православное издательство «Царское дело».. Владыка редко покидал свою епархию. В основном он ездил в Москву на заседания Священного Синода, постоянным членом которого являлся с 1990 года. В декабре 1994 года он вновь посетил Святую Землю, где отслужил литургию в храме Воскресения Христова у Гроба Господня. 2 ноября (20 октября ст.ст.) 1995 года митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа.