ИНДУЛЬГЕНЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «ПОБЛАЖКОЙ» В ДЕЛЕ ОЧИЩЕНИЯ
На генеральной аудиенции, по традиции прошедшей в минувшую среду на площади Святого Петра, Иоанн Павел II разъяснил, что индульгенция не является чем-то вроде «поблажки» на пути к очищению, которым должны пройти верующие в канун юбилея 2000-летия христианства. «Напротив, необходима помощь для более скорого и полного глубинного покаяния», — подчеркнул Папа. Индульгенция есть смягчение или отмена временных наказаний за грехи, ответ за которые мы должны держать после смерти. Далее Папа отметил, что условием для получения коллективного прощения грехов является «всецелый отказ» от «всякого греха», даже самого малого, считающегося «простительным» в Католической церкви. Иоанн Павел II обратил внимание на то, что «все те, кто думает получить дар прощения грехов, ограничиваясь внешними действиями, предлагаемыми Церковью, глубоко ошибаются». Для возобновления католической практики индульгенций по случаю юбилейного года в Ватикане десять дней назад было представлено обновленное руководство по их получению, о котором «Русская линия» уже сообщала. В пособии говорится, что для коллективного прощения грехов достаточно воздерживаться от курения в течение одного дня, участвовать в молитве, совершаемой Папой и транслируемой по телевидению, и публично осенить себя крестным знамением. Предварительно требуется четыре условия для получения индульгенции: исповедаться, причаститься, помолиться вместе с Папой и очистить свое сердце от дурных помыслов. Практика выдачи индульгенций подверглась в 1517 жесточайшей критике Мартином Лютером в его «95 тезисах против индульгенций», одном из основополагающих протестантских текстов. Лютер восстал против того, что Папа разрешил выдачу индульгенций за деньги, которые собирались на возведение базилики Св.Петра. «Это тема весьма деликатного свойства, — признал Иоанн Павел II, — она породила множество исторических недоразумений и непонимания, что негативно отразилось на христианском единстве». «В современном экуменическом контексте, — продолжил Папа далее, — Церковь испытывает потребность в том, чтобы эта древняя практика, которую она рассматривает как проявление милосердия Божия, была должным образом понята и воспринята». Православие в России / Русская линия