К перечню российско-китайских документов, определяющих форму и содержание межгосударственных отношений, добавился еще один: Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 2 декабря в Пекине президентом РФ В.В.Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем. Ее текст позволяет судить не только о состоянии взаимоотношений двух держав, но и о положении дел в «треугольнике» Россия- Китай — США, дает материал для прогнозирования ряда грядущих международных событий. В преамбуле Декларации выражена решимость «постоянно продвигать вперед, расширять, наполнять новым содержанием и углублять отношения стратегического партнерства между двумя странами,..в полной мере воплощать великую стратегическую идею «навеки добрые соседи, хорошие друзья, надежные партнеры, никогда — враги». Это положение не выглядит голословным, ибо подкрепляется взаимными обязательствами разрешить в близком будущем ряд проблем, мешающих упрочению взаимного доверия: «найти взаимоприемлемое решение вопроса о прохождении линии российско-китайской государственной границы на двух ее остающихся несогласованными участках»; «расширять сотрудничество по борьбе с нелегальной миграцией»; принять меры «по укреплению сотрудничества и совершенствованию соответствующей правовой базы в области экологии и охраны окружающей среды, уделяя внимание природоохранному взаимодействию в приграничных регионах». Другое немаловажное положение Декларации гласит: «Главы государств России и Китая придают важное значение взаимодействию двух стран по вопросам стратегической стабильности в целях укрепления международной безопасности, глобальной и региональной стабильности». Неоднократно повторяется в Декларации и тезис о приверженности РФ и КНР идеалам «многополярного мира». Однако специфика времени наложила свою печать на этот документ. Формулировки его позволяют прочесть «между строк», что обе державы не просто смирились с тем, что мир, напротив, однополярен, но и готовы подчинять свою политику данной реальности. «..После событий 11 сентября 2001 года в международной обстановке происходят глубокие и сложные изменения. Серьезную угрозу международному миру и безопасности представляют международный терроризм и другие нетрадиционные вызовы», — эта формулировка Декларации словно бы подогнана под неогегемонистские концепции республиканской администрации США (хотя под словосочетанием «и другие нетрадиционные вызовы», возможно, подразумевается гегемонистский азарт Буша). «..Стороны продолжают неизменно придерживаться той позиции, что иракский вопрос может быть всесторонне и полностью разрешен только политико-дипломатическими средствами, а также на основе строгого соблюдения резолюций Совета Безопасности ООН», — гласит Декларация (составителям ее не хватило духа прямо сказать то, что сегодня говорят не только миллионы арабов, русских, китайцев, но и большинство западоевропейцев, включая англичан: о неприемлемости военного решения «иракского вопроса»! Видимо, не случайна и туманность формулировок Декларации насчет обоюдной «обеспокоенности» по поводу потенциального развертывания в Восточной Азии «систем противоракетной обороны театра военных действий на блоковой основе». Пожалуй, единственный пассаж, могущий вызвать легкое неодобрение за океаном, — тот, что касается Северной Кореи: «Стороны считают важным для судеб мира и безопасности в Северо-Восточной Азии сохранение безъядерного статуса Корейского полуострова, режима нераспространения оружия массового уничтожения и в этом контексте подчеркивают чрезвычайную важность нормализации отношений между США и КНДР на основе последовательного соблюдения ранее достигнутых договоренностей, включая Рамочное соглашение 1994 года, и конструктивного равноправного диалога в интересах урегулирования взаимных озабоченностей». Хотя тут не содержится прямой поддержки предложения КНДР о заключении между нею с США договора о взаимном ненападении, но Пхеньян, как никак, поставлен на одну доску с Вашингтоном, а северокорейская «озабоченность» приравнена к американской. Итак, с одной стороны, очевидно, что дипломатия РФ, как и КНР олицетворяет на мировой арене разумные и миролюбивые тенденции. С другой стороны, подтверждаются суждения американских СМИ о том, что после «событий 11-го сентября» как для России, так и для Китая внешнеполитическим приоритетом стали отношения с бряцающими оружием Соединенными Штатами, тогда как их взаимные связи отошли на второй план. И все же визит В.В. Путина в Пекин способен, возможно, подправить крен, ослабить тенденции сползания России и Китая в колею американской политики. Хочется верить, что нынешние контакты добавит лидерам обеих держав куражу в противостоянии гегемонизму США, который грозит всему человечеству роковыми, непоправимыми бедствиями. Правда.Ru