В Русской Церкви намерены развивать центры для бездомных
«Создание центров, в которых бездомные смогут получить комплексную поддержку и пройти индивидуальную реабилитацию, нуждается в системной поддержке, потому что требует на порядок больше средств, чем установка отапливаемой палатки для ночлега, — заявил руководитель направления помощи бездомным при Синодальном отделе по благотворительности Илья Кусков в рамках секции Рождественский чтений, посвященной помощи бездомным. — Однако ждать от центров эффективной работы имеет смысл лишь в случае, если они станут частью единой системы ресоциализации, основными звеньями которой также являются ночлежки и работа с бездомными на улице».
В рамках секции, которая 22 января прошла в Марфо-Мариинской обители, участники рассказали об уже созданных в регионах приютах, целью которых является возвращение людей в общество. Так, в городе Ожерелье Московской области действует приют при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В приюте, которым руководит протоиерей Сергий Пятугин, бездомные люди не только проживают и получают социальную помощь в виде восстановления документов, но также проходят трудотерапию и занимаются спортом, передает Патриархия.ru.
В селе Хреновое Воронежской епархии действует приют для бездомных инвалидов и престарелых, рассчитанный на 20 мест. В сельском доме бессрочно проживают люди, лишенные поддержки родных и жилья, младшему из которых 25 лет, а старшему 92 года. Среди постояльцев приюта 5 инвалидов-колясочников, 2 слепых и 2 тяжелобольных лежачих больных. За больными подопечными ухаживают сотрудники приюта, а также постояльцы, способные к труду.
Центр в селе Хреновое существует благодаря натуральному хозяйству, которое ведут сотрудники приюта и те подопечные, которые способны выполнять какую-либо работу. В частности, здесь разводят свиней, коров, кур и индеек. Руководитель приюта протоиерей Алексий Ботвинников рассказал, что в этом году планируется создание аналогичного приюта на 100 мест, однако ремонт и обустройство здания требует финансовых средств, которых у приюта нет.
О создании приюта для бездомных говорилось и в докладе сотрудника Магнитогорской епархии Тамары Филипповой: за прошедший год направление помощи бездомным в регионе развилось от регулярного кормления бездомных до создания социальной гостиницы на 30 человек.
Однако неизбежность рецидивов среди бездомных отмечали все участники встречи: даже при длительном пребывании в приютах подопечные зачастую возвращаются на улицу в поисках свободы и удовлетворения тяги к алкоголю и т. п. «Надо признать, что это неизбежно: наши подопечные уходят от нас, но потом снова возвращаются, и проходить по этому кругу они могут много раз — не принять их снова мы не можем», — сказал на встрече протоиерей Сергий Пятугин.
Зачастую бездомные ощущают собственную вину за проблемы, с которыми они столкнулись, но чувство вины не мотивирует их к решению этих проблем, а лишь усугубляет собственную изоляцию от окружающего мира. О явлении социальной исключенности, которую переживают бездомные, рассказала на секции генеральный координатор фонда САМЮ Сосьяль Мария Седушкина. Среди характерных черт социально исключенных людей она, в частности, упомянула опыт пережитого насилия, отсутствие социальных связей, депрессию. Важным пунктом, по ее мнению, также нужно признать неумение бездомного адекватно просить о помощи. Все это приводит к тому, что реабилитация бездомного — это всегда индивидуальная работа, от которой не следует ждать быстрого результата. Согласно данным, приведенным Седушкиной, на реабилитацию бездомного уходит в среднем времени в три раза больше, чем срок его пребывания на улице. Именно длительная реабилитация бездомных становится камнем преткновения при отсутствии соответствующих приютов.