Наступающие выходные с 1 по 11 января вполне соответствуют расколотому сознание нашего общества…
Сегодня в России последний рабочий день перед длительными выходными, которые установлены в нашей стране для всех трудящихся, не занятых на непрерывном производстве, в честь гражданского Нового года.
В этом году праздничные дни частично захватывают и традиционную для русского народа святочную неделю от Рождества Христова до Крещенского сочельника — от 7-го до 18-го января по новому стилю. Тем не менее, большая часть выходных выпадает на святки западные или новогодние каникулы, более привычные для советских людей.
В Советском Союзе ненагруженный никакой идеологией гражданский Новый год стал самым любимым народом праздником, хотя коммунистическая пропаганда и сумела выветрить из сознания большинства советских людей воспоминание о «прародителе» этого зимнего празднества — православном Рождестве со всеми его атрибутами, частично перешедшими в празднование Нового года. Но если от господства коммунистической идеологии мы вроде избавились, то от навязанных ими бессмысленных празднеств, пока, к сожалению, — нет.
Более того, беспрецедентная подготовка к нынешним новогодним торжествам, которая в этом году началась едва ли ни в октябре, показывает, что встреча нового «финансового года» до сих пор несёт огромное значение для граждан России. И более того, имеет тенденцию к своему расширению.
При этом нынешнее решение российских властей объявить выходные с 1 по 11 января ещё раз подчёркивает отсутствие какого-либо единства в нашем обществе по вопросу о том, кто мы и куда идём.
Ведь если мы широко празднуем советские праздники, то значит, и стремимся вернуть те годы и их достижения. А если это так, то причём тут слова о «русском мире» и обещания Президента В. Путина защищать всех русских людей в любой точке земного шара?
Как показывает практика, советские и русские традиции плохо совместимы, и попытки примирить их, объявив некие «полурусские» святки, вряд ли принесут какие-либо положительные результаты.
В связи с этим становятся совершенно понятны слова отца Дмитрия Смирнова, которые он произнёс в ответ на предложение совместить в один день празднование Нового года и Рождества Христова. Отец Дмитрий призвал оставить верующих в покое и не омрачать рождение Христа пьяным весельем людей, упивающихся вином под звуки непрерывно работающего телевизора с его вездесущими Галкиным и Пугачёвой.
Если же мы дожили до того, что сами православные радуются тому, что не празднуют Рождество Христово в один день с Новым годом, это значит, что в нашей стране существует как минимум два разных народа: один составляют те, кто, надеясь на некую магию цифр и доброту мифического Деда Мороза, торжественно встречает 1 января. И второй — те, кто старается держаться добольшевицких традиций и главным зимним праздником считает Рождество Христово, скромно отмечая «старый новый год» на рождественских Святках — 14 января.
Кто из двух этих народов ближе к историческому русскому и какие праздники праздновать, каждый из наших читателей, думается, определит для себя сам.
Историческая справка
Традиция празднования Нового года 1 января имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого фактического римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, то есть 754 год до Рождества Христова, и началом года считалось 1 марта. Республиканским календарем доцезаревых времен служил весьма примитивный древний календарь децимвров, к первому веку до Р. Х. опередивший время более чем на два месяца. Цезарь устранил эти непорядки и, с помощью великого александрийского математика Созигена, ввел в официальное употребление новый календарь изумительной точности и простоты, тот самый календарь, который до сих пор используются в Православной Церкви, а также при астрономических расчетах и исторических изысканиях. Тогда же было отменено и, установленное древним италийским сельскохозяйственным календарем, начало нового года 1-го марта. Вместо него за календарную эпоху принято 1 января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства — 2-х консулов, республиканских царей Рима, как прообраза будущих властителей-императоров.
Таким образом, Гай Юлий Цезарь совместил начало года с праздниками вступления в должность высших государственных лиц. Историки прослеживают происхождение русского слова «царь» от имени Цезарь, поэтому мы с полным основанием можем считать 1 января праздником царским. Кстати, он был традиционным и в первом Риме, и во втором — Константинополе, а с петровских времен и в третьем — Москве.
Ежегодное вступление в должность консулов сопровождалось особыми играми и раздачами подарков. Все граждане Рима привыкли 1 января получать подарки от вступающих в должность консулов, которые не жалели для этого денег. Известно, что сам Цезарь едва не разорился, оплатив невиданные до тех пор празднества для римской черни. Не отсюда ли и наш обычай не столько дарить, сколько получать в Новый год под елкой подарки от некоего «деда мороза»?
Консулы обладали максимально возможной в условиях Римской республики личной властью. На протяжении нескольких столетий уже во времена Римской Империи сохранялась традиция избрания консулов. К примеру, преемник Юлия Цезаря император Октавиан Август 7 раз избирался консулом, хотя само избрание становилось простой формальностью из-за громадного «административного ресурса», которым обладали Императоры.
Теперь нам остается только ждать и надеяться, что празднование Нового года будет сопряжено не только с дедом морозом и подарками, но будет наполнено своим историческим смыслом — вступлением в должность «нового консула» — верховного властителя государства.