Митрополит Волоколамский Иларион: «Я не верю в покаяние Сталина»
Резкое изменение политики СССР в отношении Церкви в годы войны было связано исключительно с политикой, а не с внутренними переживаниями советских чиновников, заявил владыка…
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион считает, что кремлевскую встречу Сталина с православными иерархами в сентябре 1943 года, после которой верующим было дозволено избрать Патриарха и открыть духовные школы, ни в коей мере нельзя назвать «актом покаяния власти», поскольку никакого покаяния не было, а был лишь циничный политический расчёт на то, чтобы показать Западу «Советский Союз с человеческим лицом».
«Я не верю в покаяние Сталина, в то, что он покаялся во время войны или после неё. Не верю в мифологию, раздутую вокруг этой личности. Я считаю преступной его политику по отношению к своему народу, преступной по отношению к Церкви. То, что мы выиграли войну, — это не заслуга Сталина, а заслуга всего народа — выдающихся полководцев, солдат и офицеров, тружеников тыла и всех людей, отдавших жизнь за свою страну», — заявил владыка Иларион 10 мая в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».
«Я думаю, что резкое изменение политики государства в отношении Церкви было связано, прежде всего, с перспективой открытия второго фронта в Европе, — пояснил глава ОВЦС МП. — Сталин хотел показать англичанам и американцам некое цивилизованное „лицо“ Советского Союза. И здесь всплыл вопрос о Церкви, потому что известно, что англичане в Советский Союз направили делегацию, в составе которой был архиепископ Йоркский. Нужно было создать видимость религиозной свободы в СССР, и для того, чтобы произвести положительное впечатление на англикан».
Только в связи с этим, по словам архипастыря, «вспомнили, что у нас тоже есть Церковь и её глава, Патриарший Местоблюститель, которому был запрещён въезд в Москву». «Его срочно вызвали, и после кремлевской встречи Сталина с митрополитами было разрешено созвать Собор и избрать Патриарха, причём в кратчайшие сроки. В результате иностранцам было представлено, что Церковь в Советском Союзе имеет не просто свободу, но и привилегированное положение».
«Конечно же, по-своему это был очень циничный акт, но для Церкви он имел огромное значение, потому что с этого момента кровавые и масштабные гонения были приостановлены или, скажем, уменьшились. Период после 1943 года и вплоть до смерти Сталина — относительно благополучный в жизни Церкви, хотя она и продолжала жить в стесненных условиях», — заключил митрополит Иларион.
Митрополит Волоколамский Иларион: «Я не верю в покаяние Сталина» Резкое изменение политики СССР в отношении Церкви в годы войны было связано исключительно с политикой, а не с внутренними переживаниями советских чиновников, заявил владыка...