Митрополит Волоколамский Иларион: Ситуация в российской школе весьма неблагополучна
Современная школа в России не имеет чётких нравственных ориентиров и поэтому теряет свои главные воспитательные функции…
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия-24» назвал крайне неблагоприятным состояния современной российской школы, которая не имеет никаких чётких нравственных ориентиров и поэтому не может выступать в роли воспитателя подрастающего поколения. Нравственный же вакуум в учебном процессе очень быстро приводит к весьма плачевным результатам, заявил митрополит Иларион.
«Ситуация в школе весьма, с нашей точки зрения, неблагополучна, мы считаем, что там должна преподаваться религия, а не просто религиозная культура, как происходит сейчас: есть преподавание основ религиозной культуры и светской этики. Во многих странах религия преподаётся с первого по одиннадцатый класс школы, — отметил архипастырь. — А у нас огромными усилиями всех наших традиционных конфессий удалось добиться того, что сейчас всего в одном классе школы преподаются основы религиозных культур и светской этики. Причём этот предмет преподают не носители религиозного мировоззрения, не священнослужители, даже не миряне, уполномоченные на это Церковью, а учителя, которые в основном являются специалистами в совершенно других областях. Поэтому мы считаем, что введение преподавания основ религиозных культур и светской этики — шаг важный, но это только первый шаг. Мы должны идти дальше».
По словам владыки Илариона, если российские власти хотят, чтобы из школы выходили хорошо воспитанные молодые люди, с чёткими нравственными ориентирами в жизни, преподавание основ религиозной культуры, а затем и религии, не должно осуществляться только в одном классе. «Этот курс нужно читать, по крайней мере, в нескольких классах — на разных этапах взросления школьников», — подчеркнул глава ОВЦС МП.
«Дети младшего, среднего и старшего возраста совершенно по-разному воспринимают религиозные истины, — пояснил митрополит Иларион. — Например, на уроках для первоклассников мы вместе рисовали, играли. А когда я приходил в девятый или десятый класс, то меня ждала совершенно другая публика. Это были подростки, которые задавали сложные вопросы, могли поспорить, даже могли сказать что-то обидное, но которым надо было отвечать на их вопросы. Мы не должны ограничиваться каким-то определенным возрастом — мы должны говорить ребёнку о религии и нравственности на разных этапах развития его личности».
«Мы все должны воспитывать наших детей — всё наше взрослое общество, — призвал архипастырь. — Конечно, в первую очередь это должны делать родители. Именно они несут основную ответственность за те нравственные основы, которые закладываются у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Но это должна делать и школа. Если школа потеряет свой воспитательный характер, во что превратятся 11 лет пребывания в её стенах? Может быть, молодой человек и узнает что-то для себя полезное, но если при этом в него не будет заложена нравственная основа, это будут потерянные годы в нравственном отношении».
Более того, по мнению владыки, современная школа очень часто не только не воспитывает, а наоборот — развращает юношу или девушку. «Именно там впервые он или она узнают обо всех пороках. Это познание зачастую не ограничивается теорией — именно в школе многие начинают на практике заниматься теми или иными порочными, греховными, а иной раз и преступными делами», — заявил глава ОВЦС МП.
Митрополит Волоколамский Иларион: Ситуация в российской школе весьма неблагополучна Современная школа в России не имеет чётких нравственных ориентиров и поэтому теряет свои главные воспитательные функции...