В Риме появилась «Гостиная» Гоголя, сообщают «Новости культуры». В доме, где русский классик написал первый том «Мертвых душ» и «Шинель», теперь будут проходить творческие встречи и фестивали. В день открытия «Гостиной» персонажи произведений Николая Гоголя ожили и встретились со своим создателем.
Ради этого события на виа Систина, что в самом центре Рима движение полностью перекрыли. Гости, прохожие, здесь даже персонажи произведений Николая Гоголя — все замерли в ожидании: едет автор.
«Я в изумлении, потому что невероятное становится возможным, — говорит народный художник России Борис Мессерер. — Даже наивность картинки, как сам Гоголь подъезжает на кабриолете и входит в эти стены — это уже радостно и прекрасно».
Этому импровизированному спектаклю предшествовало событие в театре Систина. 11 обладателей премии имени Николая Васильевича в Италии зажгли свечу Гоголя, в том числе в память о тех лауреатах, которых уже с нами нет.
Свеча теперь всегда будет гореть в Гостиной великого писателя. Четыре года дирекция международной ассоциации «Премия имени Гоголя в Италии» мечтала о доме в Риме, а что может быть лучше места, где жил и творил Николай Васильевич?
«Эти небольшие стены могу стать очень особым местом в городе для каких-то встреч, контактов, — считает директор Государственного музея изобразительный искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. — Вот я, прежде всего, посмотрела профессиональным взглядом — здесь можно делать небольшие, но очень хорошие выставки».
Всего четыре комнаты. В прихожей — книги русских классиков. В других залах — рояль, портреты Пушкина, Жуковского, конечно, Гоголя. Первый том его поэмы «Мёртвые души» лежит на бюро, что стоит у окна. Того самого, из которого видно статую Мадонны.
«Это одна из программ ассоциации „Премия имени Н.В. Гоголя в Италии“, которая призвана продолжить российско-европейский культурный диалог, — рассказывает директор ассоциации „Премия имени Н.В. Гоголя в Италии“ Наталья Солодилина. — Мы надеемся, что в этом доме возникнет уникальная духовная жизнь».
Впервые Гоголь приехал в Рим в марте 1837 года. Данилевскому писал, что Вечный город сначала показался ему маленьким. Но чем дальше, тем строения огромнее, а виды красивее, добавлял писатель.
В Колизей, как писал Жуковскому, отправлялся с красками — делал зарисовки. Сюда же приводил друзей на экскурсии — даже заставлял их ложиться на землю и смотреть в небо. Целые дни он посвящал знакомству с Вечным городом.
Испанская лестница, что ведёт к церкви Трини деи Монти, одна из главных достопримечательностей Рима. Исследователи даже не берутся подсчитать, сколько раз по ней поднимался и спускался Николай Гоголь.
А вот кидал ли Гоголь монетку в фонтан Треви — можно лишь предполагать. Но бывал здесь наверняка. Фонтан примыкает к фасаду палаццо Поли, второй этаж, которого в 30-е годы XIX века снимала княгиня Зинаида Волконская. Гоголь посещал её салон.
Там он читал «Мёртвые души». Произведениями Гоголя в Италии зачитываются не только русские. На сознание европейское Николай Васильевич оказал немалое влияние. Современные писатели даже «домысливают» его биографию — в художественной форме.
«Например, Томмазо Ландольфи, который написал гениальный рассказ „Жена Гоголя“, где он якобы рассказывает, что у Гоголя жена была кукла и это вполне вписывается в мир Гоголя», — говорит профессор Римского университета Ла Сапиенца Рита Джулиани.
В парке «Вилла Боргезе» открыт памятник Гоголю работы Зураба Церетели. На доме № 125 по виа Систина — мемориальная доска, а теперь по этому адресу появилась и гостиная Николая Васильевича.