Протоиерей Димитрий Смирнов: Святочные гадания — это мерзость перед Богом
Представители РПЦ считают, что любые проявления языческого сознания неприемлемы для всех основных религий…
Святочные гадания —это языческая традиция, которую Церковь считает мерзостью перед Богом, заявили РИА Новости представители Русской Православной Церкви. «Почему возникла (такая традиция), я не знаю, но отношусь к этому так, как относится Библия, что это мерзость перед Богом. И кто пропагандирует эти так называемые народные обычаи, тот тоже совершает мерзость перед Богом», — заявил глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов. Он пояснил, что имеет в виду и средства массовой информации.
«Вместо того чтобы говорить, что это категорически запрещает официальная Церковь, что это мерзостью является и для иудеев, и для мусульман, и для христиан, они (СМИ) начинают говорить о каких-то народных обычаях, которые, может быть, когда-то и были и имеют свою историю еще из язычества, но язычество — это есть мерзость для всех наших основных религий», — цитирует священника РИА Новости.
В свою очередь первый заместитель председателя учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов считает, что традицию гаданий можно воспринимать двояко: как факт мировой культуры, нашедший свое отражение в произведениях Шекспира и Пушкина, и как некую личную магическую практику.
«Как факт мировой культуры эта вещь достаточно нейтральная. Я бы здесь слишком не морализировал. Что касается личных практик — отношение Церкви к любым гаданиям в любое время года — что на кофейной гуще, что на зеркале „в женишка“, что на игральных картах, с помощью какой-то новомодной нумерологии или даже с привлечением инноваций и нанотехнологий — отрицательное», — заявил священник.
Он отметил, что отношение к святкам как к особому времени, когда можно совершать магические обряды и ворожить, было характерно для средневекового мышления. «Если обратиться к средневековым текстам и текстам эпохи Возрождения, время это рассматривалось как время особенное в контексте средневековой смеховой культуры. В контексте той культуры эти карнавальные святочные времена воспринимались как отпускание человека на свободу после рождественского поста», — сказал о.Максим. По его мнению, при всем уважении к народным традициям, применять их к себе необязательно.
«Изучать и знать — это одно, а пытаться практиковать, к примеру, полинезийцам человеческие жертвоприношения на том основании, что они — часть полинезийской народной культуры, — это было бы не вполне духовно», — сказал священнослужитель.
Он признал, что на Руси существовала практика двоеверия: когда в народном сознании уживались как языческие суеверия, так и православная вера. Священнослужитель отметил, что в этом нет ничего удивительного, процитировав известное высказывание Достоевского о том, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
«В этом смысле христианство как вера свободного существа, с доверием относящегося к своему Богу, всегда противостояла и боролась с магическим сознанием, которое в соотношении с христианством есть болезнь, опасность», — сказал о.Максим.
Он пояснил, что суеверия противоречат христианской вере в Бога, и попытки человека проникнуть в духовный мир считаются «однозначно неполезными». «Так что не рекомендую гадать ни в святочные недели, ни и в любое другое время года и в любых обстоятельствах», — заключил священнослужитель.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Святочные гадания — это мерзость перед Богом Представители РПЦ считают, что любые проявления языческого сознания неприемлемы для всех основных религий...