В Бурятии предлагают идею инклюзивного образования от детсада до профлицея
Общественное объединение инвалидов «Общество без барьеров» планирует внести в концепцию развития инклюзивного образования для детей-инвалидов, предложенную властями Бурятии, идею создания вертикальной модели образование для детей с ограниченными возможностями здоровья — от первых дней жизни и детского сада до профессионального лицея, сообщает РИА Новости.
В Бурятии проживает более 4 тысяч детей-инвалидов, большинство из них лишено возможности получить дошкольное образование. Неоправданно большое число таких детей обучается на дому или дистанционно. Из более чем 200 образовательных учреждений Бурятии только четыре школы, семь детских садов и одно профессиональное училище применяют инклюзивные подходы в той или иной степени.
«По российским законам, каждый ребенок имеет право на достойное и доступное образование по месту жительства, однако это право соблюдается далеко не всегда. Поэтому мы начинаем проект „Право ребенка на инклюзивное образование — международное признанное право человека“», — говорит руководитель организации «Общество без барьеров» Эржена Будаева.
По ее словам, сегодня государство поддерживает, в первую очередь финансово, обособленные виды образования, то есть делает невыгодным для учреждения обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Нужно менять эти устаревшие подходы», — считает эксперт.
Сотрудники «Общества без барьеров» планируют следить за случаями нарушения прав детей на инклюзивное образование, а также принуждать власти развивать его. «Необходимо выстроить экспериментальную вертикаль инклюзивного образования, в которую, как мы думаем, должно войти семь учреждений здравоохранения и образования — центр ранней помощи „Солнышко“, детсады, школы, профессиональный лицей. Благодаря этой вертикали ребенок с инвалидностью сможет постоянно находиться в инклюзивных условиях»", — сказала Будаева.
Общественники с помощью специалистов планируют создавать на каждого ребенка с инвалидностью «портфолио», которое будет передаваться с одного этапа образования на другой. «Также будет вестись мониторинг степени доступности данных учреждений. Там, где необходимо, планируем создать минимальную безбарьерную среду на привлеченные средства», — отметила эксперт.
Важная часть проекта — создание общественного мнения, формирование комфортной атмосферы для детей с инвалидностью в образовательных учреждениях.
Будаева уточнила, что «Общество без барьеров» уже восемь лет продвигает в Бурятии идею инклюзивного образования. Общественники регулярно получают различные гранты. Нынешний проект поддержало посольство Великобритании в России.
Организация также реализует два гранта, которые на конкурсной основе выделило правительство Бурятии. Один из них был направлен на создание Ресурсного центра «Доступная среда», другой — на продвижение инклюзивного образования в сельских районах Бурятии. В частности, на средства гранта для всех желающих был открыт ресурсный центр «Доступная среда», общественная организация провела кинофестиваль «Кино без барьеров», круглые столы со строителями и архитекторами по теме создания безберьерной среды, разработала методическое пособие «Алфавит инклюзии».