Патриарх Кирилл: Великомученик Георгий является символом борьбы людей со злом
Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе…
6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе Москвы, сообщает Патриархия.Ru.
За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Сергия Белобородова, клирика храма св. вмч. Пантелеимона при центральной клинической больнице ОАО «РЖД».
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву перед ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца.
Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал настоятель храма-памятника протоиерей Серафим Недосекин, который преподнес Его Святейшеству образ Архангела Михаила и Небесных сил бесплотных, после чего Святейший владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
«Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за сегодняшнюю молитву, более же всего тех, кто сегодня собрался во множестве на Поклонной горе. В храм не могли вместиться все, и, выйдя после богослужения на паперть, мы будем иметь возможность помолиться также вместе с нашей православной молодежью, увидеть Георгиевский парад тех представителей молодежи, которые посвящают свою жизнь служению Господу. Это наши православные следопыты, кадеты, воспитанники других церковных школ и организаций, в которых поддерживается традиция, связывающая Православие с жертвенным служением Отечеству.
Мыслями об этом особенно проникаешься здесь, на Поклонной горе, на историческом месте, где некогда Наполеон не дождался ключей от города Москвы. Этот эпизод для нас — далекая, почти фольклорная история, известная по картинам художников, которые изображали недовольного Наполеона, так и не дождавшегося ключей от сердца Руси. Богу было угодно, чтобы именно на этом месте был воздвигнут величественный монумент героям-защитникам нашего Отечества в Великую Отечественную войну, и частью этого монумента является сей храм святого великомученика и Победоносца Георгия.
Почему именно в честь великомученика Георгия этот храм был построен и освящен? Да потому что святой великомученик Георгий является символом — видимым, зримым, человеческим символом — борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом.
Я благодарю Вас, отец Серафим, за замечательный образ, который Вы мне подарили. Действительно, Архангел Михаил, как свидетельствует христианское предание, низверг падшего Денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом.
Но ведь эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту же сторону, которую выбрал Архангел Михаил; другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс — дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, невозможен компромисс между добром и злом — компромиссов можно достигать только в рамках неких общих ценностей.
Вот почему, когда на наше Отечество напал страшный враг, не было никаких разговоров о компромиссах. Казалось бы, позиция страны нашей была с точки зрения ее объективных возможностей неразумной. Враг стоит у стен столицы; он во много крат превышает возможности нашей армии и всей страны; он лучше вооружен; у полководцев, приведших сюда эти страшные полчища, прекрасный опыт ведения современной войны, наличие современного оружия, железная дисциплина — все то, чего не было тогда в русской армии, опрокинутой внезапным нашествием противника.
Может быть, тогда настало время для компромиссов? Может быть, надо было, спасая хотя бы что-то или, как говорят, из двух зол выбирая меньшее, идти с белым флагом навстречу врагу и договариваться? Никому, кроме предателей, этого и в голову не приходило. Народ весь встал на защиту Москвы, в том числе на том самом рубеже, на котором мы с вами сейчас находимся, и мы знаем, что под Москвой была одержана победа.
Храм в честь Георгия Победоносца был сооружен здесь еще и потому, что реально война прекратилась 6 мая 1945 года. Ни 7-го, ни 8-го никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции. 6-го, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, прозвучал последний выстрел этой страшной войны, и потому в церковном предании с этим днем мы связываем исторический день Победы, прекращения войны.
Что же произошло и почему же народ наш одержал победу? Архангел Михаил был призван низвергать зло с небесных обителей, не допускать носителей зла в общение с Богом и ангелами. Святой Георгий Победоносец, будучи человеком, имея собственную жизненную историю, также победил страшного дракона, олицетворявшего зло — то же самое зло, с которым боролся и Архангел Михаил; но здесь уже был некий физический образ, это было зло, включенное в человеческое бытие, в человеческую историю, в человеческую жизнь.
Великая Отечественная война была войной со злом, так же включенным в человеческую жизнь, так же захватившим умы и сердца людей, так же приведшим к жертвам и трагедиям. И то, что народ наш горячо молился святому великомученику Георгию, было неслучайно. Неслучайно, что гвардейские ленточки даже советской армии — это ленточки ордена святого великомученика Георгия Победоносца, потому что глубоко утвердилось в сознании людей, что святой великомученик Георгий есть победитель — победитель зла в человеческой истории.
С каким же страшным злом столкнулся весь наш народ, какие же страшные потери были понесены, сколько скорби, болезни, страхов, не говоря уже о смерти и увечьях, стало платой за Великую Победу! Но ничто не могло остановить наш народ, который даже в самый страшный момент не пошел на компромисс со злом. Компромисс со злом есть компромисс с диаволом, а значит, поражение того, кто вступает в этот компромисс. И, несомненно, силой Божией, как и героизмом наших людей, героизмом ни с чем не сравнимым, враг был отброшен от стен Москвы, а затем, словно во свидетельство заступничества святого великомученика и Победоносца Георгия, последний залп раздался уже далеко за пределами нашего Отечества, там, в логове врага, в день, когда Церковь чествовала имя святого великомученика, Победоносца и воина Георгия.
Существует множество слагаемых у нашей Победы. Это, несомненно, героизм людей, их способность идти на жертву. Это, несомненно, организация, которая, может быть, не с самого начала войны работала совершенно, но, тем не менее, в значительной степени обеспечила разумные, убедительные действия и яркие победы.
Военачальники, полководцы, наши солдаты — это непосредственные участники той самой битвы со злом. Той битвы, которую святой великомученик Георгий вел со злом. Со злом, которое явлено, персонифицировано в конкретных человеческих личностях и конкретных человеческих деяниях. Но мы знаем, что причина зла — вне этого видимого мира, там, где была первая битва Архангела Михаила с падшим Денницей.
Как люди несовершенные, мы не можем ее реализовывать совершенно, делаем ошибки; иногда, может быть, не хватает остроты ума и духовного зрения, чтобы избежать каких-то неправедных действий. И, тем не менее, когда мы, Церковь Божия, утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы одним этим уже вступаем в невидимую брань с теми, кто был низвергнут Архангелом Михаилом.
Эта брань не всегда проходит только на глубине человеческих сердец. Она выплескивается вовне в совершенно конкретные человеческие деяния, исторические события, и Великая Отечественная война является ярчайшим примером материализации той злой силы, которая, облекшись в силу человеческую, несла в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом — даже тогда, когда зло материализовано, даже тогда, когда зло принимает конкретные формы, даже тогда, когда сама борьба принимает конкретные видимые формы, — является делом богоугодным.
Вот почему мы и прославляем сегодня и будем особо в День Победы 9 мая прославлять имена наших героев. Они не только защитили Родину — они были на стороне правды против лжи и добра против зла, и последующее развитие истории доказало это.
Пусть благословение Божие пребывает сегодня с Церковью нашей, с народом нашим. Пусть Господь дает нам постоянно остроту зрения, силу чувств, силу разума, чтобы видеть то, что, может быть, не видят многие — видеть, где зло, с которым не может быть компромисса, и, с другой стороны, видеть человеческие слабости и недостатки, с которыми может и должен быть компромисс во имя спасения душ человеческих.
Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не с плотью и кровью (см. Еф. 6:12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, — там Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.
Верим, что Господь не оставит Отечество наше, не оставит Церкви нашей, не оставит всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готов пресекать зло в нашей жизни, всех тех, кто с именем Божиим связывает свою собственную жизнь и Богом проверяет смысл исторических событий.
В этот день я хотел бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, способностью идти на компромисс, способностью пожертвовать собой ради более высокой цели, — от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.
Собственно говоря, Церковь и имеет своим призванием различать духов (1 Кор. 12:10) и помогать людям понимать, где есть поле непримиримой борьбы, а где есть поле применения духовных сил для разрешения человеческих недоразумений. Аминь. Храни вас Господь".
Затем на площади перед Свято-Георгиевским храмом Святейший Патриарх принял участие во Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей», посвященной 67-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Патриарх Кирилл: Великомученик Георгий является символом борьбы людей со злом Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе...