Патриарх Кирилл: «Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого»
В Великий четверг Предстоятель РПЦ совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя…
12 апреля 2012 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений; епископ Аркадий (Афонин); епископ Никон (Миронов); епископ Серафим (Зализницкий); епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; столичное духовенство.
После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово:
«Раз в несколько лет, по потребности, за Божественной литургией в Великий четверг, когда Церковь вспоминает Тайную Вечерю, совершенную Господом и Спасителем, и учреждение на ней Таинства Святой Евхаристии, в кафедральном Патриаршем соборе освящается святое миро для нужд всей Русской Православной Церкви, для всех стран и народов, над которыми простирается пастырское попечение нашей Церкви.
Святое миро — это особая жидкость, исполненная аромата, с которым не может сравниться ни один другой аромат, ибо жидкость эта приготовляется по древним святоотеческим указаниям. В течение нескольких дней у нас это происходило в Малом соборе Донского монастыря: варится святое миро с использованием всевозможных благоуханий и трав, при чтении Евангелия, при чтении святых молитв; а в Великий четверг это миро, разлитое по специальным сосудам, доставляется в кафедральный собор — в нашем случае в Храм Христа Спасителя, и вы можете видеть, как рядом с престолом стоят эти сосуды, наполненные миром.
И сейчас наступает самый благодатный момент — призывания Святого Духа, дабы благодать Божия снизошла на миро, освятила его, передала ему благодать Святой Пятидесятницы. Ибо миром помазывается каждый человек после погружения в купель Крещения; миром мы, подобно маслине, привитой к плодоносному древу, прививаемся к потоку Божественной благодати; через миро дар Святого Духа, врученный Церкви в день Пятидесятницы, простирается на каждого человека, кто был этим миром помазан.
Миропомазание совершается один раз в человеческой жизни. Но святым миром помазываются также престолы и антиминсы, дабы на них в храмах Божиих совершалась Божественная литургия. В древности миром помазывались на царство цари, что придавало особый духовный авторитет их правлению. Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого.
А теперь помолимся, дабы сила Божественной благодати, невзирая на наши слабости и греховность, присущую каждому человеку и каждому члену Церкви, снизошла на миро и освятила его во освящение всех людей. Аминь."
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель благословил каждый сосуд с новоосвященным миром, влив в него древнее миро из алавастра — специального сосуда для хранения святого мира. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое затем будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1−17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, и взошел на амвон.
Русская линия
Патриарх Кирилл: «Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого» В Великий четверг Предстоятель РПЦ совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя...