Сегодня Чистый Четверг
Православная Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии
Пятый день после входа Господа в Иерусалим или четвертый день Страстной седмицы называется в церковной традиции Чистым Четвергом. В этот день Церковь вспоминает умовение Господом нашим Иисусом Христом ног своих учеников и установление Таинства Евхаристии или Причащения.
Великий или Чистый Четверг — это один из самых важных дней для спасения человечества — именно в этот день Господь Иисус Христос оставил себя Церкви на все времена, сказав «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем».
На Тайной Вечери, где было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых долго наставлял. Потом Он пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Уже поздно вечером Его в Гефсимании предал Иуда.
Православная Церковь считает этот день важной частью подготовки к Пасхе, празднованию Воскресения Христова. В Чистый Четверг все православные верующие традиционно приходят в храм на богослужение, за которым, очистив свою совесть исповедью, приступают к Святым Христовым Таинам.
Богослужение в этот день начинается с утрени, во время которой после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся..» Совершается Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: «Да исполнятся уста наша..», поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими..» В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.
Вечером Великого Четверга служится самая длинная служба в году — утреня с чтением 12-ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых — от предательства до смерти и погребения.
Во все времена к Великому Четвергу верующие готовились особенно, а в Российской Империи этот день был выходным. В Чистый Четверг наши предки также наводили порядок дома и ходили в баню. Начиная с четверга, начинают активно готовиться к праздничной пасхальной трапезе.
Русская линия
12 апреля 2012 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает
Патриархия.Ru.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Истринский Арсений; епископ Аркадий (Афонин); епископ Никон (Миронов); епископ Серафим (Зализницкий); епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; столичное духовенство.
После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово:
«Раз в несколько лет, по потребности, за Божественной литургией в Великий четверг, когда Церковь вспоминает Тайную Вечерю, совершенную Господом и Спасителем, и учреждение на ней Таинства Святой Евхаристии, в кафедральном Патриаршем соборе освящается святое миро для нужд всей Русской Православной Церкви, для всех стран и народов, над которыми простирается пастырское попечение нашей Церкви.
Святое миро — это особая жидкость, исполненная аромата, с которым не может сравниться ни один другой аромат, ибо жидкость эта приготовляется по древним святоотеческим указаниям. В течение нескольких дней у нас это происходило в Малом соборе Донского монастыря: варится святое миро с использованием всевозможных благоуханий и трав, при чтении Евангелия, при чтении святых молитв; а в Великий четверг это миро, разлитое по специальным сосудам, доставляется в кафедральный собор — в нашем случае в Храм Христа Спасителя, и вы можете видеть, как рядом с престолом стоят эти сосуды, наполненные миром.
И сейчас наступает самый благодатный момент — призывания Святого Духа, дабы благодать Божия снизошла на миро, освятила его, передала ему благодать Святой Пятидесятницы. Ибо миром помазывается каждый человек после погружения в купель Крещения; миром мы, подобно маслине, привитой к плодоносному древу, прививаемся к потоку Божественной благодати; через миро дар Святого Духа, врученный Церкви в день Пятидесятницы, простирается на каждого человека, кто был этим миром помазан.
Миропомазание совершается один раз в человеческой жизни. Но святым миром помазываются также престолы и антиминсы, дабы на них в храмах Божиих совершалась Божественная литургия. В древности миром помазывались на царство цари, что придавало особый духовный авторитет их правлению. Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого.
А теперь помолимся, дабы сила Божественной благодати, невзирая на наши слабости и греховность, присущую каждому человеку и каждому члену Церкви, снизошла на миро и освятила его во освящение всех людей. Аминь."
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель благословил каждый сосуд с новоосвященным миром, влив в него древнее миро из алавастра — специального сосуда для хранения святого мира. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое затем будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1−17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, и взошел на амвон.
Русская линияВчера на сайте ОВЦС было опубликовано заявление по поводу очередного осквернения православных святынь в Косово. Как стало известно, 31 марта неизвестные нанесли на стены монастыря Высокие Дечаны в Косово надписи «Собственность Армии освобождения Косово».
«Таким способом выразили свое отношение к сербской святыне местные экстремисты, выступающие в поддержку выдвинутого муниципальными албанскими властями проекта строительства автомобильной магистрали через территорию древнего монастыря, древнейшие сооружения которого относятся к XIV веку», — говорится в заявлении ОВЦС.
4 апреля в селе Пейчичи в районе Средске на юге края был обстрелян из огнестрельного оружия православный храм Успения Богородицы начала XVIII века. 5 апреля лозунги Армии освобождения Косово вкупе с оскорбительными выражениями в адрес сербов появились также и на стене храма в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Штрпц.
В Русской Православной Церкви вызывает глубокую озабоченность нынешняя волна напряженности в крае, которая сопровождается «актами вандализма, в том числе и с использованием огнестрельного оружия».
«Появление на стенах сербских храмов и монастырей лозунгов террористической организации, которая завоевала печальную известность преступлениями против сербского православного населения Косово и Метохии, не может восприниматься иначе как угроза хрупкому миру и равновесию в регионе», — сказано в заявлении.
Русская линия
Сирийские власти и вооруженная оппозиция в четверг утром выполнили условия достигнутого ранее соглашения о прекращении всех военных действий в стране с 06:00 по местному времени. Первое с начала конфликта в Сирии в феврале прошлого года перемирие стало результатом посреднических усилий спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннана.
Как говорится в переданном информационным агентством SANA заявлении Министерства обороны Сирии, которое цитирует
ИТАР-ТАСС, «доблестные сирийские вооруженные силы приняли решение пойти на такой шаг после того, как они успешно завершили задачу по противодействию террористическим формированиям и восстановили контроль над всей территорией страны».
Оппозиционный Сирийский национальный совет (СНС) при поддержке стран Запада, Турции и арабских нефтедобывающих монархий добивается полного вывода правительственных войск и военной техники из занятых ими городов. Если это условие не будет выполнено в течение 48 часов, предупреждают в СНС, боевики возобновят обстрелы.
Местные жители рассказывают, что в городах Хомсе, Хаме и провинции Идлиб на северо-западе страны утром в четверг сохранялась стабильная обстановка, не слышно никаких звуков выстрелов. В свою очередь активист оппозиции рассказал, что в Дамаске тоже все спокойно. В то же время, отмечают повстанцы, пока нет никаких признаков того, что Сирийская армия собирается уходить из оккупированных городов и выводить оттуда военную технику.
Между тем председатель Высшего военного совета СНС, бывший генерал Сирийской армии Мустафа аш-Шейх призвал в среду блок НАТО начать бомбардировки Сирии, если режим Башара Асада нарушит обещание о прекращении огня. Без уничтожения военных структур правительства повстанцы не смогут добиться успеха, подчеркнул генерал.
Накануне вечером государственное телевидение Сирии сообщило со ссылкой на источник в Минобороны, что правительственная армия прекратит спецоперации к утру четверга, но будет находиться в состоянии готовности к отпору любой вылазки со стороны «террористических групп».
О том, что правительство готово к обсуждению урегулирования ситуации, но при этом войска будут оставаться в состоянии боевой готовности к «контратаке», в минувшую среду заявил и посол Сирии в ООН Башар Джафари в интервью телекомпании PBS. Он отметил, что с юридической точки зрения есть большая разница между договоренностью о прекращении огня и завершением насилия в стране.
Кофи Аннан ранее предложил 10 апреля как крайний срок для начала реализации сторонами конфликта в Сирии плана по урегулированию ситуации. Спецпосланник получил согласие от сирийского правительства на эти условия, а также предложил обязать противоборствующие стороны полностью прекратить огонь в течение 48 часов после этого срока.
На прошлой неделе сирийские власти сообщили Кофи Аннану о частичном выводе войск из Идлиба, Забадани и Дераа. В минувшую пятницу члены Свободной сирийской армии встретились с представителями Аннана и заявили, что готовы соблюдать условия перемирия и прекращения огня.
Посетивший во вторник Москву глава МИДа Сирии Валид Муаллем заверил российскую сторону, что сирийское руководство начало выполнять положения плана Аннана. Отметим, что, несмотря на высказанное обеими сторонами конфликта согласие прекратить огонь, большинство экспертов сомневались, что временное перемирие все же будет заключено.
Русская линияЭтот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного богослова и публициста Т.И. Филиппова и знаменитого русского певца Ф.И. Шаляпина
Сегодня мы отмечаем День космонавтики. 12 апреля 1961 г., русский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» первым облетел вокруг Земли (погиб 27 марта 1968 г.).
Тертий Иванович Филиппов родился 24 декабря 1825 года в г. Ржеве в семье аптекаря. Получив образование в тверском духовном училище, а затем на историко-филологическом факультете Московского университета, Тертий Филиппов некоторое время преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии. За годы своего учительства он сблизился с кружком славянофилов, пополнив ряды авторов таких известных славянофильских журналов как «Москвитянин», «Московский сборник» и «Русская беседа», со страниц которых выступал со статьями по истории Русской Церкви допетровского периода. По мнению Филиппова, церковные Соборы и Патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей. Именно такой строй Церкви, был уверен Филиппов, наиболее соответствовал национальным особенностям Русского народа.
В 1856 г. как специалиста по фольклору Морское министерство командировало Т. Филиппова на Дон и Азовское море для исследования быта, нравов и обычаев местного населения. Подобное поручение от моряков было не случайно: после поражения в крымской войне России было запрещено иметь на Черном море военный флот. Однако русское морское командование было готово в случае необходимости быстро вооружить торговые суда и мобилизовать жителей черноморских губерний в возрождающийся флот. Поручение пришлось по вкусу Филиппову, можно было изучать фольклор и при этом служить Отечеству.
Позднее Филиппов стал чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре Св. Синода графе Д.А.Толстом, занимаясь делами восточных Церквей и духовно-учебными заведениями. В этом качестве Филиппов не только оказал большую помощь балканским и ближневосточным православным народам, но и установил контакты с дохалкидонскими восточными Церквями, существовавшими в крайнем угнетении в Османской империи и Персии.
В 1864 г. Филиппов перешел на службу в Государственный контроль, в котором прослужил до конца своих дней. В 1883 г. он стал сенатором и в 1889 г. — государственным контролером. Однако, несмотря на занятость по службе, Филиппов продолжал активно печататься в различных изданиях национального направления, в частности в «Русском вестнике» М.Н.Каткова и в «Гражданине» князя В.П.Мещерского. Помимо того, являясь прекрасным знатоком греческого языка и творений Отцов Церкви, Филиппов по праву имел репутацию авторитетного богослова. Филиппов высказывал мысль о созыве Поместного Собора Русской Церкви, о снятии всех ограничений со старообрядцев и о восстановлении Патриаршества. Скончался Т. И. Филиппов 30 марта 1899 г.
Сегодня мы также вспоминаем знаменитого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, скончавшегося 12 апреля 1938 года. Он родился 13 февраля 1873 г. в Казани. После окончания местного приходского училища, Шаляпин некоторое время работал писцом, а в свободное от работы время пел в церковном слободском хоре. В 1890 г. он устроился в уфимскую оперную труппу, затем присоединился к малороссийской бродячей труппе. Объехав города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Баку. Здесь в 1892 г. Шаляпин вступил во французскую труппу Лассаля. Однако вскоре труппа эта распалась, и Шаляпину пришлось перебиваться случайными заработками. К счастью, им заинтересовался знаменитый тифлисский учитель пения Усатов, который взялся учить Шаляпина.
В 1893 г. Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену — в Тифлисский оперный театр. А уже в 1895 г. им заинтересовалась дирекция столичного Мариинского театра. В скором времени выдающийся голос певца (бас) сделал его любимцем столичной публики. А исполненные им партии Ивана Сусанина в опере Глинки «Жизнь за Царя» и Царя Иоанна Грозного в «Псковитянке» и Варяжского гостя в «Садко» Римского-Корсакова принесли Шаляпину всероссийскую известность. Критики писали о том, что явление Шаляпина символизирует собой завершение длительного процесса создания национальной оперы. А после выступлений в Европе к певцу пришла и мировая слава.
В годы Первой мировой войны гастроли Шаляпина прекратились. Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу раненых. После революции он вернулся в Мариинский театр, получил звание народного артиста и фактически стал его художественным руководителем. Однако в 1922 г. выехав на гастроли в Париж, Шаляпин больше в Россию не вернулся, предпочтя остаться во Франции. В 1938 г. он заболел лейкемией, от которой и скончался.
Русская линия