Иеромонах Макарий (Маркиш): «Церковь отделена от государства, но не от общества»
Священнослужители РПЦ считают, что присутствие православной общественности в политической жизни России пойдёт всем только на пользу…
Как уже сообщала РЛ, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин недавно заявил, что сейчас, когда начинается время бурного партийного строительства, самое пора начать дискуссию о том, возможна ли «православная» или «христианская» партия в нынешней России.
«Сегодня в Государственной Думе немало людей, которые полагают христианскую мотивацию в основу своей деятельности. Некоторые из них отрыто об этом говорят, а некоторые скромно умалчивают, но хотелось бы, чтобы они сегодня ясно ответили на вопрос — нужно или не нужно объединяться христианам в политические структуры или подструктуры», — говорит о. Всеволод в интервью ИТАР-ТАСС.
Священнослужитель напомнил, что в случае принятия закона, снижающего критерии (для) регистрации партий, у новых политических групп появятся новые возможности, а дальше людям самим решать и самим действовать. Он считает, что многие в России разочарованы современной политической системой, ведь почти половина граждан даже не пришли голосовать на последних выборах в Госдуму. По его словам, «немало тех, кто считает, что сама по себе идея партий, разделяющая общество на части, не совпадает с православным общественным идеалом, который предполагает единство общества, а также его единство с властью».
«Возможны ли, на ваш взгляд, в России партии, ориентирующиеся на христианские ценности? Нужны ли они? Как вы относитесь к перспективе их создания?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский разъясняет, что по Конституции не просто так запрещается создание религиозных партий: «Это сделано для того, чтобы не вызывать разделения в обществе еще и по религиозному и национальному признаку. Если мы начнем создавать православную партию, то это послужит поводом для создания исламских и прочих партий. Вся подобная деятельность будет направлена на разделение, а не на объединение общества. Идея партийного строительства вообще достаточно спорная. Мне более интересна идея корпоративного строительства, то есть объединение христиан для представления той или иной группы нашего общества. И еще: политические партии не застрахованы от ошибок и провалов. Кроме того, в трудные времена властям приходится принимать серьезные решения, которые не пользуются поддержкой большинства населения, например, повышение налогов. И если этим будет заниматься христианская партия, то неизбежно она потеряет сторонников, а, значит, их потеряет и Церковь. Поэтому религия должна быть вне политических страстей», — подытожил отец Максим.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает очень серьезной тему, поднятую прот. Всеволодом Чаплиным. «Ее, безусловно, нужно обсуждать. Уходить от этого нельзя. Раньше такой партии у нас не могло быть в силу определенных исторических условий. Сейчас время переходное, будущее неопределенное, и эта проблема становится все более актуальной. Голос христиан должен раздаваться на всех уровнях. Европейская народная партия в Европарламенте, опирающаяся на христианские ценности и представляющая христиан разных национальностей и разных деноминаций — очень неплохой вариант для современной Европы, стремительно утрачивающей христианские ценности. У нас в этом смысле ситуация более своеобразная. У нас почти все христиане — православные и независимо от национальности являются чадами единой Русской Церкви. Мы, православные, должны стремиться к гармонии земного и небесного с явным предпочтением небесного. У западных христиан все-таки иная система ценностей. Поэтому копировать опыт участия протестантов и католиков в политической жизни Европы нам, думаю, не стоит. Чему мы можем научиться у тех, кто стоит на более низком духовном уровне, кто не может спасти Европу от оголтелого антихристианства? Принимать какие-либо формы деятельности, свойственные тем христианским группам, которые отошли от изначальных христианских ценностей, — дело очень рискованное. Каким же должно быть участие православных в политике, которая невозможна без интриг и демагогии? У нас есть Церковь, которая отстаивает и свои интересы, и интересы народа. И наша Церковь выстояла против самых сильных безбожных гонений. Я думаю, что нам нужно скорее ориентироваться на православное представительство во всех партиях, чем на выделение в особую партию», — заключил отец Александр.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, считает, что создание партии, объединяющей единоверцев, совершенно оправданным. «Христиане вполне могут образовывать партии и представлять свои интересы на политической арене так же, как это делают и представители иных сообществ. Но православные христиане в первую очередь являются членами Церкви, для которых главное — это общение с Богом. Поэтому Церковь отдельно, партия отдельно. У партии иные цели и задачи, что и должно отражаться в ее названии. В принципе это совершенно нормальная площадка, на которой могут решаться какие-то актуальные проблемы, вноситься какие-то конкретные конструктивные предложения, касающиеся жизни Церкви и Отечества, выражающие и защищающие интересы христиан России. У этого, по-моему, есть хорошие перспективы», — уверен прот. Александр Лаврин.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает создание христианских партий в России вполне возможным. «Попытки создать такую партию уже были в конце 80-х — в начале 90-х, но так и не реализовались — видимо, потому, что не было поддержки людей воцерковленных. Но тогда и Библия была еще библиографической редкостью. А в Европе в течение десятилетий сложилась уже традиция христианских партий. Создание партии, опирающейся в первую очередь на христианские ценности, должно быть очень ответственным и взвешенным шагом. Ведь в случае неудачи может быть дискредитирована и сама христианская идея. Так что трудно сказать, насколько успешными будут у нас попытки создать христианские партии. Теоретически можно предполагать, что у существующих партий все-таки имеются какие-то нравственные ценности, осторожно говоря, созвучные христианским. Я считаю, что можно было бы работать и в этом направлении», — предложил о.Александр.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, отметил, что о. Всеволод призывал не к созданию такой партии, а всего лишь к обсуждению теоретической возможности ее появления. «Я считаю, что в принципе создание такой партии возможно, и, наверное, это было бы правильно. Эта партия могла бы защищать интересы большинства, как русского, так и православного, в нашей стране. Но это очень серьезное дело, которое требует очень ответственного и взвешенного подхода. Мне кажется, что это должна быть светская партия, — т. е. без участия священнослужителей. Но в нашей многопартийной политической системе такая партия должна явиться образцом нравственности. Нравственное начало, собственно, и должно лежать в основании ее деятельности. И законы она должна принимать только в соответствии с нравственным критерием, потому что построить что-то хорошее можно только на нравственном основании. А у нас сейчас нравственность, наоборот, убивается. Поэтому создание такой партии сыграло бы положительную роль в развитии нашего общества», — считает отец Сергий.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) напомнил, что на подобную тему уже высказывался известный миссионер диакон Андрей Кураев, «который содержательно и точно сформулировал все „за“ и „против“ по этому вопросу». «Потенциальная возможность создания такой организации не может не существовать, поскольку христианская ориентация избирателей может найти себя в партии, задачами которой будет осуществление тех действий и мер, которые согласованы с христианской нравственностью и культурой. Но насколько эта партия имеет право выступать от имени Церкви — это другой вопрос: она таких прав не имеет, ибо по целям и составу это разные организации. Лично мне кажется, что не так важны христианские термины в названиях, как важны христианские личности во главе. Партию с любым пристойным и сориентированным на интересы народа названием можно сделать выразителем христианских чаяний при соответствующем руководстве. Мы знаем, что даже коммунисты в разные времена по-разному себя вели по отношению к Церкви — в зависимости от генсека. Это подтверждает мою мысль: главное — кадровая политика, целью которой должно быть назначение во главе всех организаций и партий людей со здоровой христианской позицией», — подытожил священнослужитель.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что отец Всеволод абсолютно прав, предложив увеличить присутствие православной общественности в политической жизни. «Не надо путать призывы к созданию православной партии с предложением усилить роль православия в политике. Мы понимаем, что Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. И отсюда следует, что создание религиозной партии в нашей стране невозможно, а работа группы религиозно-ориентированной общественности вполне реальна. Будет ли успешна работа такой группы — это зависит от политической конкуренции и общей борьбы. Церковь в такой борьбе не участвует, но призывает всех своих членов активно заниматься общественной деятельностью», — заключил иеромонах Макарий.
Русская линия
Иеромонах Макарий (Маркиш): «Церковь отделена от государства, но не от общества» Священнослужители РПЦ считают, что присутствие православной общественности в политической жизни России пойдёт всем только на пользу...