Игумен Сергий (Рыбко): «Если Россию ненавидишь, то будешь мечтать о памятнике хоть Батыю, хоть Иуде, хоть дьяволу»
Священнослужители РПЦ уверены, что секулярность общества привела к тому, что люди забывают о духовных и исторических ценностях…
Конфликтные ситуации вокруг северокавказских республик создает не их собственное население, а власти сопредельных им российских регионов, считает член Общественной палаты Максим Шевченко.
«Кто вокруг Кавказа выстраивает стену отчуждения и стену конфликтов? Я считаю, что власти Ставропольского края сегодня создают конфликтные ситуации на границах с Чечней, с Дагестаном, с другими северокавказскими республиками. Почему это делается? Зачем сознательно выставляются памятники русским генералам, которые когда-то расстреливали кавказцев? Зачем ставить памятники генералу Зассу, которого черкесы называют своим убийцей и т. д.», — заявил М.Шевченко. (Под памятником Зассу Шевченко очевидно имел виду установленный в Армавире бюст основателя города, генерала Георгия Христофоровича Засса.)
Отметим, что для многонационального государства обычна ситуация, когда в разных частях страны по-разному относятся к историческим персонажам. Так в Чеченской Республике в 2008 году с размахом отметили столетний юбилей со дня рождения крупнейшего чеченского историка Абдурахмана Авторханова, который в 1942 году перешел линию фронта с предложением Гитлеру союза с восставшей Чечней. Насколько нам известно, никаких претензий чеченскому руководству по поводу этого юбилея не было предъявлено.
В России, которая на протяжении веков бурно развивалась, росла и осваивала новые территории, сложно найти исторического деятеля, который был бы хорош для всех. Дмитрий Донской боролся с татарами, Пушкин и Лермонтов допускали презрительные высказывания в отношении кавказских народов, Гоголя и Достоевского не без оснований подозревают в антисемитизме. Глупо вычеркивать из российской истории Пушкина за строчку «ты раб, ты трус, ты армянин», или, например, того же Засса, который при всей своей жестокости к кавказским народам спас колонию армян, бежавших от черкесов. Именно армянская община Армавира уже в наше время настояла на установке памятника своему спасителю.
Между тем сейчас наметилась именно такая тенденция: в ряде республик активно лоббируют свои версии истории, что крайне опасно в многонациональной России и по сути представляет мину замедленного действия, заложенную под фундамент страны.
В Орле, где похоронен покоритель Кавказа Алексей Петрович Ермолов, уже около ста лет (!) блокируются попытки общественности поставить памятник генералу, деньги на который собрали еще в 1911 году. А тем временем школьные учебники истории год от года все активнее переделывают разделы, посвященные татаро-монгольскому игу, в Чечне с 2009 года празднуется День чеченской женщины, учрежденный в память о чеченских девушках, утопивших в 1819 году в Тереке паром с русскими солдатами, в Астрахани предлагают установить памятник Батыю, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин называет Золотую Орду и даже Имамат Шамиля «такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество». Эти примеры можно множить и множить, все они выстраиваются в одну линию, и сложно не видеть, куда она ведет.
«Согласны ли вы со словами Шевченко о том, что конфликтные ситуации вокруг северокавказских республик создают власти сопредельных им российских регионов? Как вы оцениваете предпринимаемые в ряде республик попытки пересмотреть традиционную версию российской истории?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, крайне резко отозвался о высказываниях Максима Шевченко. «По существу идет искажение истории, которую русские писали своей кровью. А теперь у нас готовы поддержать любую антирусскую пропаганду, лишь бы замолчать объединяющую и цивилизующую роль России и русского народа. Мы пока что живем в единой стране, и эта страна называется Россией. Когда националисты из республик, живущих на русские деньги, поливают Россию грязью, — этого терпеть нельзя. Я понимаю, что если Россию ненавидеть, то будешь мечтать о памятнике хоть Батыю, хоть Иуде, хоть дьяволу. Но пока ты живешь в государстве Российском, будь любезен проявлять элементарное уважение. Со стороны северокавказских республик идет угроза бандитизма и постоянное бряцание оружием. Кто живет в приграничных районах, постоянно это чувствуют. Об этом и в новостях говорят. Как прикажете на это реагировать местным властям?» — добавил о.игумен.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, зав. сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов считает, что в наступлении на русскую историю нет ничего удивительного. «Этого и следовало ожидать. Кавказ с каждым годом становится постепенно сильнее, а Россия в целом при этом становится слабее. Все это находит отражение во всех этих конфликтных ситуациях. Это борьба за выживание, которая выражается в том числе и в борьбе за историю, за память. Памятники — это только внешняя сторона. Все дело в том, что русский народ вымирает. И сейчас уже русских критически мало. Им уже можно все, что угодно, навязать. Если будет русских много — никаких подобных проблем не будет», — уверен отец Димитрий.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, усомнился, что конфликтные ситуации создаются специально, поскольку единства в понимании истории нет ни на государственном, ни на национальном уровне. «Проявления экстремизма и националистические настроения сегодня встречаются все чаще. Но кого считать правым? Того, кто громче кричит? В исторических вопросах надо просто разбираться более тщательно, ведь историю изменить невозможно. Экспансия России на Северный Кавказ осуществлялась по-разному: какие-то народы сами просились в состав России, как грузины, а в соседнем регионе шло сопротивление — война шла с чеченцами и черкесами. Поэтому у каждого своя правда. Что мешает орловчанам поставить памятник Ермолову, а чеченцам поставить памятник Шамилю? И обе стороны будут правы. Поэтому не думаю, что есть специальный умысел в разжигании конфликта, скорее, есть недопонимания и недомолвки, которые требуют разъяснения и открытого диалога», — считает о.Андрей.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, видит проблему в том, что власть разучилась разговаривать с обществом. «Секулярность общества привела к тому, что люди забывают о духовных и исторических ценностях. Поскольку в душе народа сегодня отсутствуют духовные ориентиры, то такие действия, как установка подобных памятников, вызывают непонимание и бурные протесты. Никто людям не объясняет, с какой целью памятник был установлен, какие мотивы преследовались при этом и т. д. С людьми надо вести добрый диалог, а никто не хочет этого делать. И отсюда проблемы: у людей нет понимания того, что происходит вокруг, в головах все перемешалось. Потому в разных регионах и появляется свое понимание истории, не всегда верное, и происходят конфликты между теми, кто хочет нормально и спокойно жить, и теми, кто пытается заработать на таких конфликтах какие-то очки, преследует свои интересы, деля единый народ на русских, татар и так далее», — полагает священнослужитель.
Иерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что сейчас идет систематическое искажение истории. «Кто-то это делает сознательно, кто-то вольно или невольно стал поспешником. Фактически происходит подмена нравственных идеалов. Размываются уже сами основания русской истории — основания христианские. Нас лишают наших героев — людей, которые делали историю. Ведь за каждой конкретной исторической личностью — жизненный выбор человека. В первую очередь — это нравственный выбор — в служении народу и Отечеству. Сила России всегда была в вере в Бога. А причина конфликтных ситуаций, по-моему, очевидна. Когда сильный становится слабым, когда сильный связывается, когда утрачивается внутренняя целостность, когда совершается предательство, неприятель незамедлительно этим пользуется. Об этом говорят и Священное Писание, и вся наша история», — заключил отец Андрей. Русская линия
Игумен Сергий (Рыбко): «Если Россию ненавидишь, то будешь мечтать о памятнике хоть Батыю, хоть Иуде, хоть дьяволу» Священнослужители РПЦ уверены, что секулярность общества привела к тому, что люди забывают о духовных и исторических ценностях...