Протоиерей Владимир Вигилянский: «Нельзя смешивать праведность и беззаконие»
Священнослужители РПЦ считают, что говорить о примирении «белых» и «красных» можно после того, как большевики получат историческое, правовое, и судебное возмездие за свои злодеяния…
В этом году исполняется 90 лет Русского исхода из Галлиполи: эвакуированные из Крыма части врангелевской армии, утратив надежду на скорое освобождение России от большевиков, расформируются, и навсегда утратившие Родину белогвардейцы расселяются по странам Европы. В связи с этим юбилеем 2 ноября участники проекта «Галлиполийское дело», направленного на сохранение памяти о первой эмиграции, начинают серию мероприятий, в числе которых международная научная конференция, кинопоказы, тематические вечера, выставки и лекции-концерты.
Галлиполийцами трагедия национального раскола не исчерпывается: в общей сложности вследствие революции в России за границу попало около 3 000 000 человек, в двух «волнах» — в 20-е годы и во время Второй мировой войны. В наши дни потомство этих двух волн русской белой эмиграции составляет около 10 миллионов человек, рассеянных по всей планете. Большинство из них ассимилировалось в странах своего рождения и пребывания, но существуют десятки тысяч людей, уже третьего и четвёртого поколения, для которых Россия — не просто отдалённая в прошлом родина предков, но предмет постоянного живого внимания, духовной связи, сочувствия и забот.
За 70 лет своего существования, без территории, без защиты, часто без прав, неоднократно теряя свои материальные накопления, русская эмиграция первой волны дала миру трех нобелевских лауреатов (литература — И. А. Бунин, экономика — В. В. Леонтьев и химия — И. Р. Пригожин); выдающихся деятелей искусства — Шаляпин, Рахманинов, Кандинский, Стравинский; плеяду известных учёных и технологов — Сикорский, Зворыкин, Ипатьев, Кистяковский, Фёдоров; целую эпоху в русской литературе; несколько философских и богословских школ.
Белая эмиграция и ее дальнейшие судьбы — одна из самых болезненных тем русской истории ХХ века. Раскол на «белых» и «красных» так и не преодолен до конца: до сих пор нет такого взгляда на русскую историю ХХ века, который бы объединял, а не разделял страну.
«Кажется ли вам важным найти такую точку зрения на историю ХХ века, которая примиряла бы нацию? Если да, то как следует решать эту задачу?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, напомнил слова ап. Павла: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор 6: 14−15). «Когда мы говорим о единстве, ни в коем случае нельзя смешивать праведность и беззаконие. Белая гвардия защищала законную власть. Большевики пришли к власти незаконным путем и коварно обманули народ своими декретами. Ни земли, ни мира, ни свободы народ не получил, а большевики развязали самую страшную гражданскую войну в истории, что привело к гибели десяти с половиной миллионов человек. При этом большевики до сих пор не получили ни исторического, ни правового, ни судебного возмездия за беззакония. Те, кто пытается уравнять одних и других в поисках единства, совершают ошибку. Единство нужно искать в истории Отечества, в тех ценностях, которые воспитывались веками и были порушены беззаконным переворотом», — добавил отец Владимир.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что объединить русских, разобщенных гражданской войной, сможет только вера. «Я сам однажды стал свидетелем того, как русские за рубежом чтят свою настоящую Родину: однажды я вел службу в Вашингтонском соборе св. Иоанна Предтечи. Когда я вышел к людям после службы, то они спросили, откуда я родом. Узнав, что я из Москвы, они очень обрадовались. Для русских эмигрантов, которые исповедуют нашу веру, Москва по-прежнему остается столицей их Родины. Сегодня во многих странах есть храмы, в которых ведутся службы на церковнославянском языке, специально для выходцев из России или же потомков эмигрантов. Мы — русские, и только эта идея сможет нас всех вновь воссоединить. Русская православная церковь — это поле, где мы сможем объединиться. Православие — это главное сокровище России. И можно жить на разных концах планеты, но верить в Иисуса Христа и быть единым и сплоченным народом», — заключил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что примирение возможно только когда коммунистическую идеологию осудят в такой же степени, как национал-социализм Гитлера. «Разумеется, в гражданскую войну с обеих сторон была жестокость. Но беда Белого движения была в том, что у него не было единой идеологии, поэтому белые и проиграли. А у большевиков идеология была очень сильная, хотя она и подорвала в итоге жизнеспособность русской нации. Невозможно добиться примирения обеих сторон, к примеру, совмещая идеологию коммунизма с православием, как это пытается делать Александр Проханов. Надо сначала осудить коммунистическую идеологию, как человеконенавистническую. Ведь именно от ее разрушительной силы пострадали наши новомученики», — заключил отец Андрей.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, назвал себя сторонником Белой идеи. «Я преклоняюсь перед героями Белого движения и считаю, что примирение с коммунистами невозможно. Самих коммунистов, убивавших своих соотечественников, уже не осудишь, но, по крайней мере, должна быть осуждена их идеология. Я не сторонник примирения со злом — иначе зло объявят добром. По слову Священного Писания, горе тому, кто так делает. По мнению о. Сергия, нужно менять отношение общества не только к Белой гвардии, но и к власовцам. «Давно пора реабилитировать А.Д. Власова и восстановить историческую справедливость. Надо хорошенько разобраться, какие цели он на самом деле ставил и в чем ошибался. Он фактически спас от смерти сотни тысяч человек, преданных Сталиным — настоящим врагом народа. Нельзя власовцев огульно называть предателями. Они и их потомки — наши соотечественники. А признаком действительного возрождения России станет исчезновение имен всех воров, убийц, подлецов и предателей из названий наших улиц и городов. Тогда и начнется восстановление исторической справедливости», — заключил отец игумен.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук протоиерей Андрей Постернак не думает, что оценки Гражданской войны так уж сильно раскалывают общество. «С одной стороны, прошло уже достаточно времени. С другой стороны, та Россия, которая сейчас — совсем не та, что была в советское время. Уже выросло целое поколение людей, которые никак не связаны с советской идеологией. Сегодня я не вижу каких-то фундаментальных противоречий между потомками белой эмиграции и современными гражданами России. Разделение на «белых» и «красных» сейчас кажется мне несколько искусственным. Современные люди, любящие Россию, могут ей послужить, независимо от того, где они живут. Самое главное, что делает русских людей русскими — это православная вера. И сила России всегда была в сохранении веры. Таким образом, православная вера, любовь к России, желание работать на ее благо и есть то объединяющее начало, лежащее в основании возрождения России», — добавил священник. Русская линия
Протоиерей Владимир Вигилянский: «Нельзя смешивать праведность и беззаконие» Священнослужители РПЦ считают, что говорить о примирении «белых» и «красных» можно после того, как большевики получат историческое, правовое, и судебное возмездие за свои злодеяния...