Патриарх Кирилл: «Человек, живущий услаждением своей плоти, никогда не бывает счастливым»
Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение Успенского храма в Троице-Лыково в московском районе Строгино…
30 октября 2011 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково в московском районе Строгино и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Феофана (Кима) во епископа Кызыльского и Тывинского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Феофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный иерарх преподал богомольцам первое архипастырское благословение.
Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Стефан Пристая, который рассказал о завершении реставрационных работ в Успенском храме и сообщил о том, что ведутся работы по подготовке к освящению храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыково, включенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В память о богослужении отец Стефан преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери.
Затем Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, где в частности сказал:
«Сегодня в Русской Церкви создаются новые епархии, особенно в отдаленных регионах, где на огромных пространствах разбросаны приходы, до которых правящему архиерею порой физически невозможно добраться. Вот для того чтобы архипастырь был ближе к своему народу, чтобы в Церкви нашей появлялось больше приходов, воскресных школ, мест для молитвы и общения верующих людей, и создаются новые епархии и рукополагаются новые архиереи.
Владыка Феофан поедет в Республику Тыва — это южная часть Восточной Сибири, и там в непростых условиях будет нести свое служение. Я уже сказал владыке Феофану от всего сердца все то, что хотел сказать, — в надежде, что он приложит все силы к тому, чтобы жизнь православных людей в Тыве обогатилась дарами Божественной благодати, чтобы у людей появился стимул жить в соответствии с Божиим законом, с Божиими заповедями, чтобы на опыте своей жизни люди увидели, осознали, почувствовали, насколько благо иго Господне, насколько замечательно, спасительно и счастливо можно жить в соответствии с Божиим повелением.
Во время архиерейской хиротонии над главой рукополагаемого во епископа открывается Евангелие, и по существующей традиции я всегда закладываю это место Евангелия с тем, чтобы потом сказать рукоположенному епископу, какие слова Христа вошли в прямое физическое соприкосновение с ним в момент рукоположения. И то, что сегодня произошло, считаю неслучайным. Я открыл Евангелие, не глядя в текст, на тех самых словах, которые сегодня по уставу читаются в храме (Лк. 8:5−15). Это притча о сеятеле, и думаю, что это двойное совпадение является знаком Божиим, свидетельством о том, что тебе, владыка Феофан, надлежит особым образом трудиться, сея слово Божие.
Когда мы читаем эту притчу или размышляем о ней, мы в первую очередь думаем о семени: вот оно падает в придорожье, падает на каменистую почву, падает в сорняки, в тернии, падает на благоприятную почву. Но главное в этой притче не слово, а почва. Слово Божие несет в себе огромную силу, но эта сила не может быть воспринята человеком без его участия. В притче раскрывается удивительная тайна соотношения Божественного и человеческого, Божиего промысла и человеческой свободы. Бог дает нам Свое слово — Он дает его каждому, но каждый воспринимает это слово в соответствии со своими внутренними особенностями, склонностями и предпочтениями.
И когда семя падает при дороге, то, по слову притчи, оно затаптывается ногами или птицы небесные склевывают его. Объясняя этот образ, Сам Спаситель сказал, что это диавол, который приходит к человеку, откликнувшемуся на слово Божие, и вырывает это семя из его существа. Как удивительно эти слова применимы к тому, что сейчас нередко происходит, особенно среди молодежи! Ведь есть такие, которые учились в воскресных школах, те, кого родители приводили в храмы Божии, кто слышал слово и принимал его. Но затем диавол через соблазны, искушения, разжигание плоти, провоцирование самых низменных инстинктов человеческой природы вырывает это слово из сердец и ума молодых людей. И многим нужны еще долгие-долгие годы, многим еще нужно пройти по тернистым путям жизни, набить шишек, получить раны, чтобы в конце концов понять, что-то слово, которое когда-то коснулось их ума и сердца, и несло в себе тайну человеческого счастья.
А ведь бывает и так, что мы слышим слово Божие и вроде как его воспринимаем, а сердце каменное и неспособно откликнуться на Божий призыв — подобно тому, как семя, упавшее на камень, высыхает, потому что нет внутренней влаги.
Но чаще всего в современной жизни бывает так, что суета, стремление к наслаждениям, стремление к богатству подавляют всякую способность человека развивать принятое им Божие слово. Думаю, это имеет отношение и к большому числу верующих людей, включая духовенство, которое слышит и знает слово. Но суета житейская, стремление добывать деньги — не только для себя, но и для решения каких-то стоящих перед нами задач — лишают нас возможности, погружаясь в Божественное слово, жить в соответствии с ним. Особенно же опасны наслаждения, к которым устремляется человек. Святые отцы — а их множество, всех не перечислишь, но в каком-то смысле все они говорят об одном — об опасности наслаждений. Это может удивить современного человека, но смысл святоотеческого свидетельства в том, что наслаждения не являются синонимом счастья. Человек наслаждающийся необязательно будет счастлив — скорее человек, живущий услаждением своей плоти, никогда не бывает счастливым.
Об этом замечательно говорит Иоанн Златоуст — о том, что у такого человека появляется страх потерять источник наслаждения. У него появляются различные предрассудки, в том числе столь распространенный, как страх смерти, ведь ничего, кроме наслаждения, такой человек в качестве цели жизни не видит и для него полной катастрофой, концом всего является смерть. Господь, толкуя притчу, говорит о том, что тернии — это и есть суета житейская, стремление к богатству и к наслаждению.
Все эти дивные божественные слова помогают каждому из нас ответить на вопрос: „А где я в этом перечне: я тот, кто при дороге, тот, кто на камне, тот, кто в тернии, или тот, кто на благоприятной почве?“ Наверное, на этот вопрос нет однозначного ответа, потому что в каждый момент жизни мы бываем и в одном, и в другом, и в третьем, и в четвертом состоянии. И смысл притчи заключается в том, чтобы разбудить нашу совесть, разбудить наше сознание, заставить нас таким образом жить, воспринимать слово Божие, трудиться и молиться, чтобы, несмотря на слабости природы своей, быть способными открыть душу навстречу слову Божию и явить в себе почву удобренную для восприятия Божественной мудрости».
В заключении Патриарх Кирилл передал в подарок храму образ святителя Алексия, митрополита Московского, Киевского и всея Руси, и святого преподобного Серафима Саровского. «Их молитвами Господь да хранит сие святое место, Вас, Ваше Преподобие, клириков и прихожан», — заключил Святейший Владыка. Русская линия
Патриарх Кирилл: «Человек, живущий услаждением своей плоти, никогда не бывает счастливым» Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение Успенского храма в Троице-Лыково в московском районе Строгино...