Протоиерей Борис Михайлов: От «совка» в Церкви надо избавляться
Священнослужители РПЦ уверены, что почитание Сталина в церковной среде — абсолютно противоестественное явление…
Как уже сообщала РЛ, глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в интервью «Российской газете» заявил, что «ностальгия по сталинизму, тем более из уст священнослужителя, звучит как кощунство».
Так он прокомментировал высказывания секретаря Ивановской епархии игумена Виталия (Уткина), который в своем блоге не скрывал уважительного отношения к Сталину. Отметим, что отношение к Сталину как великому государственному деятелю и чуть ли не святому — не такая уж редкость в нынешней России вообще и в православной среде в частности. Вот, к примеру, недавнее высказывание свящ. Александра Шумского: «Муаммар Каддафи доказал, что по праву может занять место среди величайших политиков и вождей современности — таких, как генерал де Голль и Сталин».
«Как можно почитать святых новомучеников и при этом уважительно относиться к Сталину? Это все равно, что почитать Иоанна Крестителя, но при этом уважать Ирода, который отсек ему голову. Как мы можем прославлять и жертв, и палача?» — выразил недоумение владыка Иларион.
«В чем, на ваш взгляд, причина распространения „просталинских“ настроений в обществе — и, в частности, среди верующих? Допустимо ли для священнослужителя публично высказывать свою симпатию к Сталину?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что подобные речи для священнослужителя недопустимы. «Священник должен сознавать, какая ответственность на нем лежит, — ведь авторитет священнического слова вообще очень велик. Митрополит Иларион нашел очень верный тон, правильные и емкие слова. Никого не надо клеймить, а надо терпеливо и тактично разъяснять, что такое сталинизм и его несовместимость с православным мировоззрением. Да, почитание Сталина распространено и среди верующих. Объясняется это тем, что люди во многом еще остаются людьми советскими. Народ хотя и идет в Церковь, но в массе своей он все еще советский. Эту советскость надо преодолевать, особенно в Церкви — это противоестественные наросты на церковном теле. Сталинизм — это тяжкий грех нашей страны, с которым она никак не может расстаться. Он до сих пор пленяет сознание многих людей, о чем и свидетельствуют слова игумена Виталия. Советский строй рухнул, выродился, потому что не имел настоящих корней, а мы за него все цепляемся. Это наша беда», — добавил отец Борис.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает «православный сталинизм» противоестественным. «У нас, конечно, свобода слова, и никто не может запретить высказывать то или иное мнение. Но в данном случае это как-то очень странно и нелепо. С владыкой Иларионом я полностью согласен. Он нашел очень верное сравнение. Как говорит юродивый у Пушкина, „нельзя за царя Ирода молиться — Богородица не велит“. Но и в России вообще, и в Церкви действительно немало людей, почитающих Сталина. Причин тому много — и прежде всего неверие, что путь спасения нам указывает Христос. Отсюда упование на сильную земную власть, доходящее до рабской покорности. Это какой-то душевный изъян, изъян ума и сердца — почитать жестокого и безжалостного тирана. И если это исходит от священнослужителя, то возникают серьезные вопросы о его „профпригодности“. Со служением Христу, такие взгляды, по-моему, несовместимы», — заключил он.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, процитировал по поводу подобных взглядов строки Есенина: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». «Но это невозможно! — воскликнул он. — Государственность и духовность бывают связаны, но и настолько же бывают несовместимы! И для нас мерилом должны быть слова Господа: „Богу — Богово, а кесарю — кесарево“. А мы видим сейчас, как некоего государственного деятеля пытаются наделить чертами праведной жизни. Это нелепо. Как может человек объявлять себя верующим во Христа, но считать, что жизнь должна строиться на антихристианских началах? Это мне непонятно. Это противоречие. И то, что строится на неверных основаниях, не может принести плодотворного результата, но рушится как колосс на глиняных ногах. Если при тиране строят величественные здания и набережные, если в стране „порядок“, это не значит, что тирания хороша. Конечно, никому не запретишь думать что ему угодно. Но есть все-таки и Божий суд, на котором предстанут и исторические деятели, и вся история. „Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется“, но за каждое слово мы дадим ответ на Страшном суде. Об этом надо помнить, особенно пастырям», — заключил он.
Иерей Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, говорит, что общество привыкло отождествлять мнение священника с общецерковным: «Так уж сложилось, хотя на самом деле это не совсем верно. Здесь и возникает коллизия: люди воспринимают слово пастыря как исходящее из лона Церкви. Поэтому священник должен аккуратно относиться к своим словам. Что касается политических симпатий или антипатий, то тут тем более надо соблюдать осторожность в своих высказываниях. СМИ к тому же часто провоцируют священников на высказывания, которые потом можно подать как „жареные“ факты. К примеру, меня однажды пригласили служить молебен у Соловецкого камня, и после завершения богослужения одна французская журналистка пыталась выяснить мое отношение к Сталину. Понимая, что потом это может быть трактовано как угодно, я не стал об этом говорить, — привел о. Димитрий пример из своей жизни. — Надо стараться во всем проявлять объективность, причем не в плане политики, хотя она активно входит в церковную жизнь, а именно с точки зрения церковного вероучения, и тех ценностей духовной культуры, которые утверждает православие. А на поверхности в этом вопросе лежит простая истина: Сталин был из когорты тех людей, которые прервали историческое развитие России в 1917 году, и он, несомненно, ответственен за гибель Российской империи, за те репрессии, которые происходили в то время, когда он не был генсеком партии, и в то время, когда он им стал. Все люди, которые группировались вокруг него, несут моральную ответственность за гонения священнослужителей, представителей интеллигенции, крестьян.
Положительные оценки Сталина, прежде всего, связаны неприятием того, что происходит сегодня на наших глазах. Чувство обиды за государство находит разное выражение, в том числе и в словах о том, что Сталин был хорошим государственником. Так что восхваления его чуть ли не как православного вождя и прочие восторги идут от людей, которые плохо знают историю и идеалы православия», — подытожил о. Димитрий
Протоиерей Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, напомнил, что ностальгия по тирану и тирании свойственна не только нашим соотечественникам. «Это может быть ностальгия по величию нации, народа, государства, империи. Взять хотя бы неонацизм в Германии. У нас еще много людей, для которых самое главное, что „при Сталине нас все боялись“. Не уважали, не любили, а именно боялись. Христианские заповеди для таких людей ничего не значат. Но в восхвалениях Сталина может выражать себя и обида за те унижения, через которые прошла Россия после распада СССР. Точно так же формируется своего рода „культ Путина“, который обещает великую Россию. Но и здесь присутствует все то же стремление возвеличиться над другими народами, захватить власть над миром. Особенно печально, что такие настроения распространены и в церковной среде. Так что владыка Илларион в данном случае абсолютно прав», — заключил отец Владимир.
Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что «просталинские» настроения в обществе идут от тоски по «сильной руке». «Сегодня в обществе остро ощущается нехватка волевого управления. Нынешняя демократия не может нам обеспечить твердых решений и четкой работы всей системы. Народ это понимает и впадает в своего рода ностальгию по советской жизни. Конечно, в истории хватает личностей большого значения, но если они со знаком „минус“, то какое тут может быть почитание. Тогда уж и Гитлера надо почитать, тоже фигура большого масштаба. Любая величина может быть с „плюсом“ и „минусом“, в зависимости от содеянного. И в отношении Сталина — тут однозначная позиция: симпатий к нему быть не может», — заключил священнослужитель. Русская линия
Протоиерей Борис Михайлов: От «совка» в Церкви надо избавляться Священнослужители РПЦ уверены, что почитание Сталина в церковной среде — абсолютно противоестественное явление...