Целовать ли руку папе Римскому?
Председатель ОВЦС МП объяснил, почему сопровождавшие его православные священники подходили под благословение римского первосвященника
На редакционную почту «Русской линии» поступило ряд писем, с просьбой разъяснить, насколько канонично поведение православных священников, входивших в делегацию ОВЦС МП, и бравших во время встречи благословение у папы Римского. «Меня, как православного христианина, шокировала видеозапись (http://www.youtube.com/watch?v=C3kKmesG_IY&feature=player_embedded), где наши священнослужители берут благословение у папы Римского, а один из них, о. Димитрий Сизоненко даже попросил папу-еретика: «Bless me, please». По-русски: «Благословите меня, пожалуйста», — таков основной лейтмотив этих писем.
На днях сложившуюся ситуацию в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» прокомментировал сам председатель ОВЦС МП митрополит Иларион. «В Ватикане существует определенный этикет, согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку, — отметил владыка. — Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский является (помимо того, что он глава Католической церкви) ещё и монархом в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации — там были и священники и миряне — спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение».
Бизнесмены, участвовавшие в папской аудиенции вместе со священнослужителями из ОВЦС МП, несмотря на папский этикет, предпочли не целовать, а просто пожать руку папе Римскому (традиция, надо сказать, сугубо советская, но сейчас едва ли ни общепринятая). В то же время священники Русской Православной Церкви, все, как один, оказались завзятыми дипломатами и приложились к руке «ватиканского монарха».
Стоит отметить, что целование рук господам и благодетелям в для нашего народа — дело обычное. Так поступали крестьяне в отношении своих помещиков. При дворе русских Царей также было принято целование рук Государю. Причём, как пишет Б.А. Успенский в своей «Семиотика истории. Семиотика культуры», священнослужители должны были целовать руку Царю (как и другие подданные), в то время как цари (в отличие от прочих мирян) не целовали руки священнослужителям. «Когда Александр I поцеловал руку священнику в селе Дубровском, поднесшему ему крест, это было воспринято как нечто совершенно экстраординарное. «До того был поражен священник этим поступком благочестивого христианина Царя, что он до самой смерти своей ни о ком более не говорил, кроме Александра, целовал руку свою, которой коснулись царственные уста» (Мельников-Печерский, XII, с. 365−366)», — пишет Б.А.Успенский.
А уже на кадрах кинохроники начала XX века Николай II и члены его семьи, получая благословения священников, всегда прикладываются к благословляющей руке также как и священники — к руке Государя.
Однако, целование царских рук священниками было принято в России постольку, поскольку Государь почитался за образ Христа и являлся главой Русской Церкви. В отношении папы Римского — это, конечно, тоже может быть верным, однако выводы отсюда должны следовать совершенно иные. Если целование монаршей руки папы может быть оправдано древней традицией, то совсем другое — испрашивание благословения. Из видео же видно, что, как минимум, один из священников ОВЦС МП, не просто целовал руку западному монарху, а явным образом испрашивал благословение у главы католиков. Вряд ли православным священнослужителям так уж необходимо получать благословение при встрече с латинскими прелатами, хоть даже и с первым из них.
Русская линия
Снисхождения не заслуживает
Убийца Егора Свиридова может быть приговорён к 23 годам лишения свободы
Кроме того, в суде были оглашены материалы дела Черкесова, из которых выяснилось, что он ранее привлекался к уголовной ответственности за кражу, хулиганство и нанесение тяжких телесных повреждений. В частности, стало известно, что до драки на Кронштадском бульваре милиция четыре раза возбуждала уголовные дела в Нальчике: в 2002-ом за попытку кражи автомагнитолы, в 2003-м за избиение девушки, в 2007-ом за похищение автомобиля и в 2009-м за избиение таксиста.
Защита подсудимых попросила суд смягчить наказание их подзащитным. Адвокат Черкесова Дмитрий Панков попросил учесть наличие у доверителя малолетнего ребенка и положительных характеристик с места жительства.
Как уже сообщала РЛ, коллегия присяжных заседателей в Мосгорсуде 20 октября вынесла обвинительный вердикт всем подсудимым по данному делу. Главный фигурант — Аслан Черкесов — был признан виновным в умышленном убийстве Свиридова. Присяжные заседатели сочли, что подсудимый не заслуживает снисхождения. Коллегия также признала Черкесова виновным в покушении на убийство друга Свиридова Сергея Гаспаряна, а также совершении грабежа в отношении другого потерпевшего — Дмитрия Филатова. Согласно вердикту, Черкесов так же как и остальные подсудимые, виновен в совершении хулиганских действий и нанесении легкого вреда здоровью потерпевшим. Таким образом, присяжные признали Черкесова виновным во всех инкриминируемых ему деяниях.
Остальных подсудимых присяжные признали виновными в совершении хулиганских действии и нанесении легких телесных повреждений молодым людям из компании, в которой находился Свиридов. По их мнению, никто из них не заслуживает снисхождения. Кроме того, присяжные отвергли позицию защиты о том, что подсудимые в ходе драки на Кронштадском бульваре лишь оборонялись от нападения. Согласно их решению, все подсудимые умышленно напали на потерпевших и избили их.
Для вынесения решения присяжным потребовалось около пяти часов. При этом судья Андрей Расновский дважды отправлял коллегию на исправление ошибок, допущенных при составлении вердикта, сообщает ИТАР-ТАСС. Присяжные признали доказанным, что мотивом для нападения 6 декабря прошлого года на Свиридова и его друзей послужил другой конфликт, произошедший в кафе «Пивная точка» на Кронштадтском бульваре 4 декабря. Тогда Черкесов в присутствии Утарбиева и посетителей кафе выстрелил из травматического пистолета в пол, и его обидчик, опасаясь расправы, покинул заведение.
Гособвинение настаивало, и присяжные согласились с тем, что безнаказанность использования оружия в общественном месте и произведенный этим на окружающих эффект породили в Черкесове желание совершить еще одно нападение.
Как отмечается в вердикте, 5 декабря после 22:30 Черкесов, находясь в кафе на Кронштадтском бульваре, рассказал Акаеву, Арсибиеву, Ибрагимову, Исмаилову и Утарбиеву об инциденте, произошедшем накануне, после чего они «договорились напасть на кого-нибудь из незнакомых лиц, использовав при этом пистолет Черкесова и другие предметы».
По версии следствия, Черкесов, действуя заодно со своими приятелями, увидел на улице Свиридова и его друзей и «выбрал их для нападения». В драке использовались разбитые бутылки, а затем Черкесов достал травматический пистолет.
В решении присяжных говорится, что Черкесов несколько раз выстрелил в Егора Свиридова и его товарища Дмитрия Филатова, при этом в Егора он стрелял как минимум два раза — в упор в голову и с расстояния менее метра в живот. По мнению народных заседателей, нападение Черкесов осуществил, «противопоставляя себя окружающим и демонстрируя пренебрежительное отношение к другим людям, используя незначительный повод».
Как вдова Свиридова Яна Фалалеева, так и прокуроры выразили удовлетворение вынесенным вердиктом присяжных.
Русская линия
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Интерны» я не смотрю
Глава Синодального отдела ещё раз о своём отношении к о. Ивану Охлобыстину и его деятельности
«Я не воспринимаю тех людей, которых я принимаю, как некие объекты исследования, — отметил о. Димитрий. — Что могу вам сказать, какое у меня отношение? Эти люди мне чрезвычайно милы. Вот таково мое отношение, в частности и к отцу Иоанну. Он мне очень мил как человек и, естественно, моя любовь к нему как-то косвенно распространяется и на его деятельность. Конечно, я бы сам никогда каким-то образом в эту сферу не полез. Хотя, когда я был молодой, у меня тоже были мысли, я даже играл в студенческом театре. У меня был такой эпизод в МГУ, есть даже режиссер, который сейчас очень известный, если назвать его имя, то все узнают, он руководил нашим театром. И я даже в двух его спектаклях играл, будучи студентом. Мне это все было очень интересно».
«С отцом Иоанном мы все-таки не так давно знакомы, мы познакомились уже после того, как он стал священником. Он сам ко мне пришел. А у меня такое правило, что я вообще никого из людей не отвергаю, а стараюсь смотреть на все то хорошее, что есть в каждом человеке. И, поэтому, я его воспринимаю не через продукцию его творчества. Ну, например, фильм „Интерны“ я не смотрю. Так иногда, когда захочешь увидеть его лицо, включишь, посмотришь пять минут и достаточно. Повторяю, он мне, как человек, очень мил. У него семья, дети, он на съемках постоянно, уезжает, — общаться редко приходится. И вот он на один день приехал в Москву, для того чтобы устроить нам, как я считаю, целый пир общения», — заметил о. Димитрий.
«Поэтому, как я к этому отношусь? Отношусь к этому как к данности. Понимаете? Вот есть разные явления в мире. Я сейчас смотрю в окно, напротив меня растет орешник краснолистный, а выше — клен, ну такой обыкновенный русский клен. И это все на фоне обыкновенного здания из желтого кирпича со стандартными окнами, архитектурой 70-х годов прошлого столетия. То есть, обыкновенная ровная коробка, но облагороженная желтым, а не красным кирпичом. Вот есть некие явления. Я принимаю это как некую данность. И нахожу, что вот этот клен с орешником на фоне этой стены достаточно красивы. Это греет душу. Так же и в каждом человеке. Есть очень много того, что греет душу».
«То как эти люди, которых я приглашаю, проявляют себя — мне тоже любо. Вот собственно и все. Поэтому, то, что они высказывают — абсолютно не созвучно ни моему воспитанию, ни моим каким-то убеждениям и т. д. Более того, многие те люди, которых я вам показываю, они между собой ну несоединимы совершенно. А мне, я считаю, очень посчастливилось в жизни, что я могу с ними вот так запросто общаться и вас приглашать к этому общению. Хотя, конечно, когда мы это всё это устраивает, мы, простите, забываем о вас. Потому что наши встречи в силу занятости всех этих серьезных людей, не позволяет нам общаться часто, как бы нам этого хотелось. А это вот такой повод. Поэтому, не надо искать здесь моего отношения. У меня отношение к о. Иоанну самое хорошее».
Русская линия
Протоиерей Борис Михайлов: От «совка» в Церкви надо избавляться
Священнослужители РПЦ уверены, что почитание Сталина в церковной среде — абсолютно противоестественное явление
Так он прокомментировал высказывания секретаря Ивановской епархии игумена Виталия (Уткина), который в своем блоге не скрывал уважительного отношения к Сталину. Отметим, что отношение к Сталину как великому государственному деятелю и чуть ли не святому — не такая уж редкость в нынешней России вообще и в православной среде в частности. Вот, к примеру, недавнее высказывание свящ. Александра Шумского: «Муаммар Каддафи доказал, что по праву может занять место среди величайших политиков и вождей современности — таких, как генерал де Голль и Сталин».
«Как можно почитать святых новомучеников и при этом уважительно относиться к Сталину? Это все равно, что почитать Иоанна Крестителя, но при этом уважать Ирода, который отсек ему голову. Как мы можем прославлять и жертв, и палача?» — выразил недоумение владыка Иларион.
«В чем, на ваш взгляд, причина распространения „просталинских“ настроений в обществе — и, в частности, среди верующих? Допустимо ли для священнослужителя публично высказывать свою симпатию к Сталину?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что подобные речи для священнослужителя недопустимы. «Священник должен сознавать, какая ответственность на нем лежит, — ведь авторитет священнического слова вообще очень велик. Митрополит Иларион нашел очень верный тон, правильные и емкие слова. Никого не надо клеймить, а надо терпеливо и тактично разъяснять, что такое сталинизм и его несовместимость с православным мировоззрением. Да, почитание Сталина распространено и среди верующих. Объясняется это тем, что люди во многом еще остаются людьми советскими. Народ хотя и идет в Церковь, но в массе своей он все еще советский. Эту советскость надо преодолевать, особенно в Церкви — это противоестественные наросты на церковном теле. Сталинизм — это тяжкий грех нашей страны, с которым она никак не может расстаться. Он до сих пор пленяет сознание многих людей, о чем и свидетельствуют слова игумена Виталия. Советский строй рухнул, выродился, потому что не имел настоящих корней, а мы за него все цепляемся. Это наша беда», — добавил отец Борис.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает «православный сталинизм» противоестественным. «У нас, конечно, свобода слова, и никто не может запретить высказывать то или иное мнение. Но в данном случае это как-то очень странно и нелепо. С владыкой Иларионом я полностью согласен. Он нашел очень верное сравнение. Как говорит юродивый у Пушкина, „нельзя за царя Ирода молиться — Богородица не велит“. Но и в России вообще, и в Церкви действительно немало людей, почитающих Сталина. Причин тому много — и прежде всего неверие, что путь спасения нам указывает Христос. Отсюда упование на сильную земную власть, доходящее до рабской покорности. Это какой-то душевный изъян, изъян ума и сердца — почитать жестокого и безжалостного тирана. И если это исходит от священнослужителя, то возникают серьезные вопросы о его „профпригодности“. Со служением Христу, такие взгляды, по-моему, несовместимы», — заключил он.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, процитировал по поводу подобных взглядов строки Есенина: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». «Но это невозможно! — воскликнул он. — Государственность и духовность бывают связаны, но и настолько же бывают несовместимы! И для нас мерилом должны быть слова Господа: „Богу — Богово, а кесарю — кесарево“. А мы видим сейчас, как некоего государственного деятеля пытаются наделить чертами праведной жизни. Это нелепо. Как может человек объявлять себя верующим во Христа, но считать, что жизнь должна строиться на антихристианских началах? Это мне непонятно. Это противоречие. И то, что строится на неверных основаниях, не может принести плодотворного результата, но рушится как колосс на глиняных ногах. Если при тиране строят величественные здания и набережные, если в стране „порядок“, это не значит, что тирания хороша. Конечно, никому не запретишь думать что ему угодно. Но есть все-таки и Божий суд, на котором предстанут и исторические деятели, и вся история. „Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется“, но за каждое слово мы дадим ответ на Страшном суде. Об этом надо помнить, особенно пастырям», — заключил он.
Иерей Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, говорит, что общество привыкло отождествлять мнение священника с общецерковным: «Так уж сложилось, хотя на самом деле это не совсем верно. Здесь и возникает коллизия: люди воспринимают слово пастыря как исходящее из лона Церкви. Поэтому священник должен аккуратно относиться к своим словам. Что касается политических симпатий или антипатий, то тут тем более надо соблюдать осторожность в своих высказываниях. СМИ к тому же часто провоцируют священников на высказывания, которые потом можно подать как „жареные“ факты. К примеру, меня однажды пригласили служить молебен у Соловецкого камня, и после завершения богослужения одна французская журналистка пыталась выяснить мое отношение к Сталину. Понимая, что потом это может быть трактовано как угодно, я не стал об этом говорить, — привел о. Димитрий пример из своей жизни. — Надо стараться во всем проявлять объективность, причем не в плане политики, хотя она активно входит в церковную жизнь, а именно с точки зрения церковного вероучения, и тех ценностей духовной культуры, которые утверждает православие. А на поверхности в этом вопросе лежит простая истина: Сталин был из когорты тех людей, которые прервали историческое развитие России в 1917 году, и он, несомненно, ответственен за гибель Российской империи, за те репрессии, которые происходили в то время, когда он не был генсеком партии, и в то время, когда он им стал. Все люди, которые группировались вокруг него, несут моральную ответственность за гонения священнослужителей, представителей интеллигенции, крестьян.
Положительные оценки Сталина, прежде всего, связаны неприятием того, что происходит сегодня на наших глазах. Чувство обиды за государство находит разное выражение, в том числе и в словах о том, что Сталин был хорошим государственником. Так что восхваления его чуть ли не как православного вождя и прочие восторги идут от людей, которые плохо знают историю и идеалы православия», — подытожил о. Димитрий
Протоиерей Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, напомнил, что ностальгия по тирану и тирании свойственна не только нашим соотечественникам. «Это может быть ностальгия по величию нации, народа, государства, империи. Взять хотя бы неонацизм в Германии. У нас еще много людей, для которых самое главное, что „при Сталине нас все боялись“. Не уважали, не любили, а именно боялись. Христианские заповеди для таких людей ничего не значат. Но в восхвалениях Сталина может выражать себя и обида за те унижения, через которые прошла Россия после распада СССР. Точно так же формируется своего рода „культ Путина“, который обещает великую Россию. Но и здесь присутствует все то же стремление возвеличиться над другими народами, захватить власть над миром. Особенно печально, что такие настроения распространены и в церковной среде. Так что владыка Илларион в данном случае абсолютно прав», — заключил отец Владимир.
Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что «просталинские» настроения в обществе идут от тоски по «сильной руке». «Сегодня в обществе остро ощущается нехватка волевого управления. Нынешняя демократия не может нам обеспечить твердых решений и четкой работы всей системы. Народ это понимает и впадает в своего рода ностальгию по советской жизни. Конечно, в истории хватает личностей большого значения, но если они со знаком „минус“, то какое тут может быть почитание. Тогда уж и Гитлера надо почитать, тоже фигура большого масштаба. Любая величина может быть с „плюсом“ и „минусом“, в зависимости от содеянного. И в отношении Сталина — тут однозначная позиция: симпатий к нему быть не может», — заключил священнослужитель.
Русская линия
Тысячи екатеринбуржцев пришли поклониться Поясу Пресвятой Богородицы
Завтра величайшая христианская святыня будет доставлена в Норильск
Ещё задолго до прибытия святыни в Екатеринбург, около храма стал собираться верующий народ. В итоге очередь к Поясу Пресвятой Богородицы растянулась на несколько сот метров — от западного входа в храм со стороны ул. Розы Люксембург, делая несколько петель напротив храма со стороны ул. Куйбышева, она заворачивала на ул. Белинского за Атриум-Палас отель. Верующие притекали к святыне и днём и ночью. Завтра святыня в 11.00 отправится в Норильск.
По преданию, Пояс сплела из верблюжьего волоса и носила сама Божия Матерь. Длительное время эта реликвия хранилась в Палестине, затем была перенесена в Константинополь, а ныне пребывает в монастыре Ватопед на Афоне.
Принесение пояса Пресвятой Богородицы в Россию организовал Фонд святого апостола Андрея Первозванного, а сопровождают Святыню афонские монахи во главе с настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом.
В «Кольцово» Пояс Божией Матери встречал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, сонм духовенства, представители руководства Уральского федерального округа, Свердловской области, силовых структур, военачальники, рота почетного караула, сообщает ИА Екатеринбургской епархии.
После краткого молебна в зале аэропорта, во время которого к Поясу смогли приложиться сотрудники порта, вылетающие пассажиры, а также все прибывшие на встречу, святыня была перенесена в Свято-Троицкий Кафедральный собор. Здесь перед ней сразу начала совершаться непрерывная череда богослужений. Прямую трансляцию встречи святыни в соборе и Всенощного бдения провел телеканал «Союз».
Пришедшим на молитву уральцам афонские монахи вручали специально сшитые и освящённые пояски — символы пояса Пресвятой Богородицы, а также иконки Божией Матери. На протяжении многих лет ватопедские монахи делают такие маленькие пояски, освящают их на поясе Богородицы и раздают паломникам. Благодаря предстательству Божией Матери эти пояски помогают в исцелении бесплодия у женщин, способствуют здоровому вынашиванию и рождению ребенка. Поскольку пояс Богородицы хранится на Афоне, куда доступ женщинам закрыт, то у жительниц Урала появилась редчайшая возможность поклониться святыне, помолиться о даровании потомства, здоровья родным и близким и благополучия нашей земле.
О многочисленных чудесах, совершавшихся по молитвам к Божией Матери как на Афоне, так и во время пребывания Пояса в Санкт-Петербурге, рассказал во множестве заполнившим храм уральцам и паломникам архимандрит Ефрем.
Русская линия
Архиепископ Запорожский Лука: Хэллоуин — это свидетельство поклонения дьяволу
Правящий архиерей Запорожской епархии обратился к властям с требованием не допустить реставрации древних культов служения силам зла в школе
«Считаю своим архипастырским долгом обратиться к Вам от имени многотысячной паствы Запорожской епархии с просьбой прекратить страшное распространение антиправославной псевдокультуры в нашем родной регионе. Речь идет о примитивном и дьявольском «празднике» Хэллоуин, чуждому нашему православному народу, — говорится в обращении владыки, текст которого был опубликован на сайте Запорожской епархии.
«В самом названии Хэллоуина как «дня всех святых» представлена беззастенчивая спекуляция на уважении к Православной Церкви, святости и святым. Навязывание чуждого образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных развлечений, реставрация древних культов служения силам зла под видом «дьявольского карнавала» происходит при забвении собственных традиций», — подчёркивается в документе.
«Система образования призвана передавать человеку знания предыдущих поколений, при этом формировать высокий уровень нравственности, воспитывать молодежь в понимании того, что опасно для их духовно-нравственной жизни, а что полезно. В связи с этим возникает вопрос, почему мусор культуры — Хэллоуин, воспринимается как пример для подражания», — возмутился владыка Лука.
По словам архипастыря, сегодня под видом празднования Хэллоуина на Украине происходит «реставрация древних культов служения силам зла». Если культура разрушает личность человека, то это не культура, а антикультура, отметил владыка. Хэллоуин очень плохо действует на психику детей, подчёркивается в обращении.
«Яркие образы, отчетливая символика, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников. При этом происходит подмена и искажение общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи», — говорится в документе.
«В ходе празднования Хэллоуина происходит демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, самоубийства, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами — вот последствия такого «празднования». Хэллоуин — это не игра, это свидетельство поклонения дьяволу и силам зла. Разрушительное действие такого праздника очевидно», — заявил архиепископ Лука.
В Запорожском департаменте образования, обращение архиепископа Луки «о вреде Хэллоуина» в ближайшее время будет разослано администрациям всех учебных заведений города, передает «Интерфакс». «Запорожским школам празднование Хэллоуина не грозит точно, так как праздник отмечается с 30 на 31 октября, а в это время дети еще на каникулах», — отметили в управлении.
Русская линия
Лужкова обвинили в «запредельной коррупции»
Глава кремлевской администрации объяснил, за что уволили мэра Москвы
Накануне Президент Дмитрий Медведев поручил разобраться с незаконной передачей земель в Москве, предназначенных для строительства посольств. Он также предложил наказать всех чиновников, допустивших эту передачу. Речь шла об участке на западе столицы, зарезервированном за МИДом, который в 2003 г. оказался в собственности фирмы «Сетуньская», принадлежащей Елене Батуриной. Супруга Лужкова на это заявила, что владеет участком на законном основании, и обвинила власти в попытке отобрать у нее эти земли.
Кроме того, на этой неделе стало известно, что Лужков вызван на допрос в качестве свидетеля сразу по двум делам, связанным с «Банком Москвы». Экс-мэру буду заданы вопросы о покупке столичным правительством дополнительного пакета акций банка на сумму около 15 млрд рублей. Следователей также интересует выделение части этой суммы — 12,7 млрд руб. — в качестве кредита ЗАО «Премьер-Эстейт», которое, по версии СК, приобрело на эти деньги участок земли у Елены Батуриной.
Экс-мэр, который должен явиться на допрос 28 октября, сообщил, что находится за границей, но пообещал вернуться в Москву на следующей неделе. При этом Лужков связал вызов к следователям со своими недавними критическими высказываниями в адрес Медведева. А накануне он говорил, что «Единая Россия», на предстоящих в декабре парламентских выборах «получит серьезный урок» и «потеряет много голосов».
В среду Лужков опроверг появившиеся в СМИ слухи о том, что он не вернется на родину. «В ответ на многочисленные инсинуации в СМИ по поводу моей якобы будущей неявки на допрос в качестве свидетеля по делу Банка Москвы хочу заявить всем моим недоброжелателям следующее: не дождетесь!» — заявил бывший столичный градоначальник. «Я остаюсь верен России и продолжаю жить и работать в Москве. В связи с этим вызывает искреннее сожаление то, что ни моя преподавательская деятельность, ни участие в зарубежных научных конференциях не вызывают такого широкого внимания прессы, как муссирование слухов о моем якобы невозвращении на Родину», — добавил он. «Чтобы развеять все сомнения, я непременно сообщу всем заинтересованным лицам, а также представителям СМИ информацию о дате и времени своего прилета в Москву уже через несколько дней, чтобы те, кто распускал эти гнусные слухи, получили возможность извиниться, если у них, конечно, осталась совесть», — заключил Лужков.
Напомним, Медведев отправил Лужкова в отставку с поста мэра Москвы 29 сентября 2010 г. с формулировкой «в связи с утратой доверия». Позднее президент объяснил, что уволил градоначальника за коррупцию, которая при Лужкове достигла гигантских масштабов. «В этом городе (Москве) колоссальное количество проблем. Коррупция — невиданные масштабы даже для более чем десятимиллионного мегаполиса. Невиданные масштабы! — заявил Медведев. — Нужно делом заниматься, а не пиаром лично и политическими разводками». Президент также подчеркнул, что обязанность любого руководителя страны и региона — следить за своей территорией, а Лужков уделял решению проблем города недостаточно времени.
Русская линия
Хасидские наветы
Из-за вступившего в силу решения американского суда по библиотеке Шнеерсона, русский фрегат «Надежда» не может зайти ни в один американский порт
Команда «Надежды» очень расстроена, но все же не унывает — если проблема не разрешится, делегация доберется до берега Гонолулу на самолете. Российские чиновники, в свою очередь, «предпринимают усилия на дипломатическом уровне», а эксперты советуют обжаловать вердикт суда столицы США.
Судно «Надежда», вышедшее из Владивостока, совершает тихоокеанский поход. Программа включала заходы в порты Сан-Франциско, в столицу саммита АТЭС-2011 Гонолулу, где на борт российского судна должны были взойти главы государств и передать символическую эстафету саммита АТЭС-2012 Владивостоку. Однако иск хасидской организации «Хабад Любавич» помешал планам «Надежды».
«Сейчас „Надежда“ прибыла к берегам Мексики и зашла в порт Энсенада. Настроение на судне боевое, мы бодры, готовимся к новым свершениям», — сообщил капитан парусника Сергей Воробьев во время сеанса видеосвязи с руководством Морского государственного университета имени адмирала Невельского, которому принадлежит судно.
Ректор вуза Сергей Огай в общении с капитаном парусника отметил, что в настоящее время вопрос о возможном заходе «Надежды» в Гонолулу решается с участием российских и американских дипломатов. «Судно 10−15 ноября в любом случае подойдет к Гавайским островам, не заходя в территориальные воды США, и если за две недели будет принято положительное решение, то парусник зайдет в Гонолулу и примет на борт высоких гостей. Если нет — на саммит АТЭС в любом случае из Владивостока вылетит делегация Морского университета согласно ранее достигнутой договоренности», — пояснил Огай. «Так или иначе, эстафета проведения АТЭС будет передана», — подчеркнул он.
Один из членов команды, курсант Роман Ткаченко во время сеанса связи рассказал, что экипаж парусника очень расстроен тем, что судно так и не смогло зайти в Сан-Франциско. «Настроение было очень плохое, все расстроились, так ждали, готовились, концерт подготовили, гидов, экскурсии хотели водить по паруснику. В итоге концерт все равно устроили для членов команды на переходе в Мексику, чтобы поднять всем настроение», — сказал Ткаченко. «Нам бы всем очень хотелось зайти в Гонолулу», — добавил он.
Как рассказал «Независимой газете» помощник ректора Морского госуниверситета по организационной и международной деятельности и координатор тихоокеанского рейса «Надежды» Алексей Буяков, причиной смены курса судна стала директива от министра иностранных дел Сергея Лаврова, поступившая 21 октября. МИД предупредил руководство университета о высокой вероятности ареста судна в портах США. Связано это с тем, что в октябре вступило в силу решение федерального суда округа Колумбия по иску американской общины любавических хасидов Agudas Chasidei Chabad к России.
Как сообщалось, 6 августа 2010 года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность своих претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и российском военном архиве «незаконно». Российская сторона выразила недоумение по поводу такого решения. Российский МИД счел вердикт «ничтожным с правовой точки зрения» и нарушающим принципы международного права.
В июле 2011-го суд разрешил американским хасидам приступить к исполнению решения по ее иску к России. Он предоставил Москве дополнительные 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях в том случае, если книги и документы не будут возвращены.
Напомним, что часть коллекции, собранной любавичским раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Ленинской (ныне Российской государственной) библиотеки. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы.
Около 25 тысяч страниц рукописей попали в руки нацистов, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив.
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша — старшего, вернуть хасидам священные для них документы.
«Споры о возврате культурных ценностей в мировой практике не редкость, — сказал „НГ“ председатель правления „Московского юридического агентства“ Алексей Линецкий. — Поэтому необходимо рассмотреть возможность обжаловать решение суда. Как правило, такие возможности есть: в США подобные споры длятся годами. Вопрос в том, насколько активны министерства и ведомства РФ, отвечающие за сохранность культурных ценностей, в защите наших интересов. Надо настроиться на весьма изнурительную тяжбу, ибо американцы руководствуются национальным законодательством, игнорируя российские законы и многие международные договоры. Но игра стоит свеч. Иначе наши парусники, не говоря уже о художественных коллекциях, не попадут в США до тех пор, пока они рискуют попасть под арест».
По словам замминистра культуры Екатерины Чуковской, в деле о библиотеке Шнеерсона российскую сторону представляли американские адвокаты. Они апеллировали к тому, что спор не должно решать американское правосудие. Тем более что библиотека никогда не покидала территорию России, как это утверждают хасиды.
«Когда мы поняли, что нашу точку зрения суд не разделяет, мы вышли из процесса, — сказала Чуковская. — Мы свои возможности исчерпали. В итоге был вынесен вердикт, не допускавший дальнейшего обжалования. Теперь усилия предпринимаются на дипломатическом уровне».
Источник в российском МИДе подтвердил «НГ», что вопрос о библиотеке Шнеерсона регулярно поднимается на переговорах с Госдепартаментом и общественными организациями США. «Мы говорим о тупиковой атаке на нас по этому вопросу, поскольку она существенно ущемляет культурные и гуманитарные обмены. Выходом из ситуации должно стать заключение отдельного договора, гарантирующего полную неприкосновенность российского госимущества, перемещаемого в США. Мы готовимся к соответствующим переговорам с американской стороной», — сообщил источник.
Русская линия
На выборах в Тунисе победили исламисты
Михаил Маргелов считает, что бить тревогу по этому поводу пока ещё рано
Насколько сильной будет исламизация Туниса, можно будет судить через год, в течение которого, как ожидается, будет подготовлена новая конституция страны, избрано правительство и назначены даты регулярных выборов парламента и президента, заявил председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов в интервью РИА Новости.
«Определенная исламизация режимов Северной Африки после революции предсказывалась», — сказал он. При этом российский сенатор отметил, что партия умеренных исламистов «Возрождение» («Ан-Нахда») во главе с Рашедом Ганнуши не проповедует экстремизм и ее лидеры обещают не вводить дресс-код для женщин, сохранить их права и не запрещать спиртные напитки.
По мнению Маргелова, если партия «Возрождение» будет брать пример с Исламской партии Турции, Тунис будет демократическим государством. «При этом не следует ставить слишком высокую планку при оценке демократий в арабском мире — надо приветствовать любые шаги в сторону демократизации», — убежден он.
Партия «Ан-Нахда», которая изначально считалась фаворитом предвыборной гонки, во времена правления бывшего президента Зина аль-Абеддина бен Али была под строжайшим запретом. Ее лидер Рашед Ганнуши долгое время жил в Великобритании и смог вернуться в страну только после бегства из Туниса экс-президента бен Али 14 января этого года. Популярность исламистов вызывала некоторые опасения у сторонников светских партий Туниса. Режим в Тунисе всегда считался самым светским и близким к Европе в арабском мире.
Чтобы развеять эти сомнения, партия «Ан-Нахда» еще в самом начале избирательной кампании заявила, что, в случае победы, не собирается вводить в стране шариат или каким-то образом ограничивать права тунисских женщин.
Более пессимистично оценивает ситуацию в Тунисе другой авторитетный эксперт — президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «Старые власти исчерпали лимит доверия граждан из-за коррупции и консервативности режима, не менявшегося десятилетиями. Исламисты приходят на волне доверия к ним как к новой, честной и незапятнанной власти. Они закрепятся в правительстве, а следующие поколения будут воспитаны в исламском ключе, укрепляя легитимность и устойчивость правящей партии», — считает Сатановский.
В дальнейшем эксперт прогнозирует закрепление и ужесточение шариатного права. «Ан-Нахда» будет неизбежно брать власть, продвигать своих людей, контролировать бюджет, формировать правительство, руководящие органы, постепенно исламизировать армию и внутренние службы безопасности, проводить мягкую постепенную исламизацию законодательства. Шариат на первых порах будет умеренный, потом он постепенно будет ужесточаться. После ухода нынешнего лидера «Ан-Нахда» Рашида Ганнуши его последователи будут гораздо более радикальными", — полагает эксперт.
Сатановский сравнивает события на Ближнем Востоке и Северной Африке со сценариями иранской революции 1979 года. Ужесточение режима и тотальная исламизация — это политические последствия прихода ислама к власти.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем известного ученого, богослова и писателя Н.П.Гилярова-Платонова
Он родился 23 мая 1824 г. в Коломне в семье священника П. Никитского, служившего в церкви мч. Никиты (откуда и происходила его фамилия). Обучаясь в семинарии, а затем и в Московской духовной академии, будущий писатель вместе с образованием получил и свою фамилию — фамилия «Гиляров» была образована от латинского hilaris — веселый, а вторая часть фамилии — «Платонов» досталась ему к лучшему студенту, удостоившемуся стипендию имени митрополита Платона (Левшина).
Получив духовное образование, Гиляров-Платонов был оставлен в академии бакалавром по кафедре герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, на которой преподавал в течение семи лет. Покровительствовал ему Московский митрополит Филарет (Дроздов), которого Гиляров-Платонов считал своим духовным отцом и учителем.
С 1855 г. Гиляров-Платонов служил в Министерстве народного просвещения (МНП), являясь цензором книг научного и духовного содержания. Вскоре Я.И.Ростовцев, председатель комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлек Гилярова-Платонова к составлению «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». Одновременно Гиляров-Платонов продолжал служить и в МНП где подготовил записку для министра с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе, при оказании ему государственной поддержки. Проект Гилярова-Платонова лег в основу создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришелся на 1870−90 гг., на время руководства Св. Синодом К.П.Победоносцева. В августе 1863 г. Гиляров-Платонов стал управляющим московской синодальной типографией, участвовал в разработке «Временных правил о печати» (1865), по которым русская пресса жила вплоть до 1905 г.
С конца 1867 г. Гиляров-Платонов стал издавать в Москве собственную газету «Современные известия». Вскоре он полностью оставил службу и занялся журналистикой. Помимо «Современных известий», которые Гиляров-Платонов издавал до конца своих дней, он также редактировал еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», сотрудничал практически во всех славянофильских изданиях, особенно в журналах и газетах И.С.Аксакова. Свои взгляды публицист определял как «близкие, но не тождественные» славянофильству. «Современные известия» сразу заняли заметное место в тогдашней русской прессе, выделяясь твердой защитой истинно русских охранительных начал. К 1880-м гг. в русской национальной прессе сложился своеобразный триумвират ведущих публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране — М.Н.Катков, И.С.Аксаков и Гиляров-Платонов. Но если Катков делал упор на защиту интересов государства и незыблемости самодержавия, а Аксаков занимался преимущественно проблемами славянства и сохранения национальной культуры, то Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества и вопросы религиозного просвещения. Таким образом, Гиляров-Платонов отстаивал Православие, Катков — Самодержавие, а Аксаков — Народность. В результате трудов триумвирата в 1880-е гг. в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории.
Гиляров-Платонов также занимался философией, в частности критически разбирая труды Гегеля и вообще западных философских школ. Интересовался Гиляров-Платонов и теоретической политэкономией, считая, что не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни. Однако ни при жизни, ни посмертно научные заслуги Гилярова-Платонова не были оценены и он так и остался по словам С.Ф.Шарапова «неопознанным гением».
Скончался Гиляров-Платонов в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, по соседству с могилами М.П.Погодина и С.М.Соловьева. По справедливым словам В.В.Розанова, в Н.П.Гилярове-Платонове «открывался чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить у себя».
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнование в связи землетрясением в Турции
«С чувством скорби воспринял я известие о мощном землетрясении на юго-востоке Вашей страны, говорится в письме, — повлекшем за собой многочисленные разрушения и человеческие жертвы.
В эти дни Русская Православная Церковь обращает ко всем людям, которых коснулась беда, слова утешения и поддержки. Выражая искреннее сочувствие народу Турции в связи с постигшей его трагедией, молюсь о скорейшем исцелении всех пострадавших, а также о скором преодолении последствий природной катастрофы».
Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви было направлено также Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею.
«Примите мои искренние соболезнования в связи с катастрофическим землетрясением на юго-востоке Турции.
Русская Православная Церковь разделяет печаль Святой Константинопольской Церкви о жертвах трагедии, унесшей сотни жизней и вызвавшей многочисленные разрушения. Возношу усердные молитвы милосердному Богу обо всех пострадавших и от души сопереживаю всем скорбящим о потере родных и близких», — говорится в письме Патриарха.
Русская линия
Ряса святого Иоанна Кронштадтского будет выставлена для поклонения верующих москвичей
Мероприятие организовано в связи с отмечаемым 1 ноября днем рождения этого особо почитаемого в России святого, сообщили «Интерфакс-Религия» во вторник в пресс-службе обители.
Святыня будет доступна для поклонения в дневное время всем желающим.
В настоящее время ряса находится в частном хранении в семье потомственных священников, которые передают ее от поколения к поколению. Несколько лет назад для реликвии в Сербии был сделан специальный ковчег.
Иоанн Кронштадтский был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. С 1880-х годов на проповеди отца Иоанна собиралось ежедневно по 5−6 тыс. верующих.
При жизни он имел славу «молитвенника и заступника» верующих, его приглашали к умиравшему Михаилу Салтыкову-Щедрину, на его руках скончался император Александр III. Иоанн Кронштадтский основал ряд монастырей, храмов и благотворительных учреждений.
Святой Иоанн первым в России создал Дом трудолюбия, который принимал больных и нуждающихся. Именно здесь впервые в стране были организованы детские ясли.
В 1990 году он был канонизирован Русской Православной Церковью.
Весной 2008 года в Петербурге на территории Кронштадтского района был открыт первый в России памятник святому праведному отцу Иоанну.
Русская линия
В Москве почтили память жертв «Норд-Оста»
В 2002 году в заложниках у террористов оказалась почти 1000 человек — артистов и зрителей мюзикла «Норд-Ост», среди которых было много детей. Спустя три дня началась спецоперация по их освобождению, все боевики были уничтожены.
Русская линия
В Ростове-на-Дону пройдет первый в истории России сбор военных священников
«Мероприятие пройдет в период со 2 по 4 ноября в городе Ростове-на-Дону. В нем примут участие войсковые священники, которые уже начали свою работу по окормлению в войсках, должностные лица органов военного управления по работе с верующими военнослужащими, представители от соединений и воинских частей военного округа, сотрудники военных комиссариатов из субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов», — говорится в сообщении.
Как отмечается, участникам сбора расскажут о требованиях и рекомендациях по работе с верующими в ВС РФ и напомнят историю взаимодействия армии с религиозными организациями.
По данным пресс-службы ЮВО, в настоящее время в соединениях округа на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими работают 9 войсковых священников. С начала 2011 года штатные священники появились на Черноморском флоте, а также на российских военных базах в республиках Абхазия, Южная Осетия и Армения.
Президент РФ Дмитрий Медведев 21 июля 2009 года поддержал инициативу руководителей крупнейших религиозных общин России воссоздать институт военного духовенства, упраздненный в 1918 году. Согласно соответствующей программе, в российской армии появятся 240 штатных должностей священнослужителей и девять гражданских должностей, которые призваны координировать работу священников с верующими военнослужащими.
Русская линия
В Испании совершено первое заупокойное богослужение по советским летчикам, погибшим в годы гражданской войны в этой стране
Во время гражданской войны 1936−1939 гг. здесь базировались две летные эскадрильи; сохранился дом, где жили советские летчики. Те, кто погиб от ранений, были погребены на городском кладбище; в 2009 году на их могиле был установлен памятник. Имена воинов неизвестны.
Посол России А.И. Кузнецов и священник Андрей Кордочкин приняли участие в поминовении летчиков на месте их захоронения. После возложения цветов отец Андрей совершил заупокойную литию.
Поблагодарив мэра города за память о летчиках и заботу о захоронении, священник сказал: «Мы молимся здесь, почти ничего не зная об этих людях, мы не знаем, была ли вера в их сердце, не знаем даже их имен. Но они ждали этой молитвы более 70 лет; пусть Господь упокоит их души».
Русская линия