Протоиерей Артемий Скрипкин: «Процесс декоммунизации не только не завершен, но даже толком не начат»
Священнослужители РПЦ считают, что недостаточный успех борьбы с «советскими» названиями свидетельствует о плачевном состоянии народного духа…
Заместитель мэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова заявила, что городские власти рассмотрят вопросы о переименовании станции московского метро «Войковская», названную именем Петра Войкова, который участвовал в казни царской семьи. Она также не исключила, что Ленинградскому вокзалу могут вернуть прежнее имя — Николаевский.
«Эти вопросы мне известны, и мы над ними собираемся работать, как и над любыми другими предложениями. Рассматривая каждый из этих вопросов, мы будем опираться на разные мнения, в том числе мнения москвичей», — заявила Швецова. При этом она не исключила возможности проведения социологических опросов и исследований.
Швецова также рассказала, в честь кого бы назвала улицу в Москве. «Во-первых, в честь Евдокии Московской. Это великая женщина, которая очень много сделала для Москвы. В Москве нет памятника и нет улицы имени Николая Алексеевича Некрасова. В городе должна появиться улица летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева», — считает заммэра.
Как показывают опросы, чаще всего сторонники сохранения советских названий выступают за них из ностальгии по советскому прошлому, другие опасаются связанных с переименованием хлопот и расходов, для третьих советские названия привычнее и понятнее, четвертые предлагают ничего не трогать, опасаясь раскола в обществе, пятые предлагают вообще оставить этот вопрос как маловажный. Наконец, на стороне советских названий выступает сила инерции: оставить все как есть проще, чем менять.
Очевидно, что сами деятели советского времени прекрасно понимали воспитательное и агитационное значение топонимики, оттого и переписали до неузнаваемости — и часто не по одному разу — большинство названий на карте России. Во многих городах — в том числе и с давней историей — почти или совсем не осталось «несоветских» названий. При этом большевики не считались ни с укорененностью старых названий в истории (чего стоят переименования Петербурга, Тверской, Невского проспекта), ни с массовостью переименований (после ХХ съезда КПСС были переименованы тысячи городов, сел, поселков, улиц и других объектов, носивших имя Сталина).
«Нужны ли, на ваш взгляд, переименования? Кто должен решать судьбу советских названий?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, отметил, что про Войкова, люди чаще всего просто не знают, кто это такой. «Простой обыватель думает, что это какой-то „пламенный революционер“, „борец за правду“, а это обычный бандит, детоубийца, личность того же порядка, что и Чикатило. Исходить нужно из положения, что советская власть была нелегитимной. Она возникла в результате государственного переворота, осуществленного на иностранные деньги. И этому нужно дать юридическую оценку. Но этого не хотят делать, потому что тогда повиснет в воздухе и легитимность нынешних властей. Это, конечно, не значит, что надо специально переделывать все, что было в советские годы. Подход должен быть более выверенным. В конце концов, снесли же сами большевики памятники Сталину, Берии, Кагановичу», — напомнил отец Олег.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что отношение к советским названиям свидетельствует о плачевном состоянии народного духа. «Конечно, по большому счету судьбу советских названий должен решать народ. Но, к сожалению, народ наш парализован и духовно, и политически. Он подвергся тяжким испытаниям в советское время и вышел из него во всех отношениях травмированным. Народ остался без настоящих вождей. Решающее слово, конечно, за народом. Но инициативу должны проявлять политические деятели, которые должны идти впереди народа, которые должны видеть и понимать, что советское прошлое — это тягчайшее бремя нашего настоящего. Большевизм до сих присутствует в нашей жизни, в том числе и в названиях, которые давно потеряли всякий смысл и звучат укором всем нам. Намерение московского правительства можно только приветствовать и надеяться, что оно получит должную поддержку. И если возникнет такое движение, то и Церковь не должна оставаться в стороне. Ведь духовенство — пастыри народа. Их прямая обязанность говорить народу правду, открывать ее не в политическом аспекте, а в первую очередь в духовно-нравственном. Мы должны донести до народа, что нельзя прославлять убийц и палачей», — заключил он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что принимать решения о переименовании должно общество. Другой вопрос, насколько активно оно будет этим заниматься? «Мне бы хотелось, чтобы все было вынесено на народное обсуждение. К сожалению, из этого можно устроить гвалт со скандалами, что нередко случается, но можно сделать действительно общественно-важное мероприятие, которое поспособствует сплочению народа. Трудно сказать, куда приведут инициативы представителей власти в данном вопросе. Все-таки хочется, чтобы эта идея послужила консолидации общества. У нас очень мало такого рода процессов, и нужно все сделать разумно, — говорит отец Александр. — А что касается переименования в целом, то улицы, названные именем цареубийц и прочих кровавых тиранов — это вызов здравому смыслу и Богу».
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге говорит о том, что процесс декоммунизации не только не завершен, но даже толком не начат. «Главное тому свидетельства — мумия на Красной площади, пирамида над ней и красные звезды на башнях Кремля. Если уж начинать декоммунизацию, то с самых знаковых вещей: убрать это капище с главной площади страны. Но если не хватает на это духу, то хотя бы пусть заменят названия улиц, которые носят имена людей, запятнавших свои руки кровью тысяч невинных. Есть, конечно, и спорные моменты: я, например, не возьмусь решать судьбу названий в честь Максима Горького. Пусть знающие люди решают, классик он русской литературы или прислужник большевиков. Принимать решения по переименованию должны специальные комиссии, куда должны входить представители общественных структур, движений, желательно участие представителей Церкви. Весь народ должен иметь возможность высказать свое мнение», — заключил отец Артемий.
Протоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, считает, что называть улицы в честь Урицкого, Свердлова, Абельмана и прочих — все равно что в честь Шамиля Басаева, Доку Умарова и других террористов. «Это, конечно, позор. Все улицы и площади, носящие имена бандитов, убийц и террористов, без сомнения, должны быть переименованы. Им должны быть возвращены исторические имена, а если это новые улицы, то ведь их можно назвать и в честь действительно героев или выдающихся деятелей науки и культуры, живших в том числе и в советское время. Многие наши беды именно от приятия нашего кровавого советского прошлого, от отождествления себя с этим прошлым, восхищения им, культивирования этой ностальгии. В Болгарии, например, не осталось ни одного памятника, ни одной улицы Димитрова — потому что там народ осознал, что подобные персонажи этого не достойны», — добавил отец Димитрий. Русская линия
Протоиерей Артемий Скрипкин: «Процесс декоммунизации не только не завершен, но даже толком не начат» Священнослужители РПЦ считают, что недостаточный успех борьбы с «советскими» названиями свидетельствует о плачевном состоянии народного духа...