Протоиерей Александр Шаргунов: «Очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются»
Священнослужители РПЦ констатируют, что степень воцерковлённости русского народа пока оставляет желать лучшего…
РЛ недавно публиковала данные соцопроса, согласно которому 72% взрослого населения России считают себя православными, 6% – мусульманами, 6% – верующими, но конфессионально не определившимися, 9% – неверующими. 55% называющих себя православными верят в Бога. Регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год — на Рождество и Пасху. Менее 1/3 православных говорят с детьми на религиозные темы. Не причащаются 62% называющих себя православными. В существование рая верят 41%, ада — 48% православных, примерно столько же верят в чудеса. Более одного раза в год в храме бывает 20% населения России (в США этот показатель 57%, в Италии — 61%, в Польше — 78%). А 93% православных никогда не участвовали в приходской жизни.
При этом авторитет РПЦ в обществе в течение двух десятилетий стабильно высок: большей степенью доверия, чем Церковь, пользуется только Президент России.
Портал Regions.Ru попросили священнослужителей РПЦ прокомментировать эти выкладки социологов.
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин считает приведенные цифры вполне достоверными. «Я бы, правда, отметил, что по данным тех же социологов более 30% населения хотя бы иногда посещает богослужения, причащаются 20%, а крещены около 86%. Это примерно соответствует и моим представлениям об обществе, основанным на моей священнической практикой и практике общения. Для меня очевидно, что доля людей, имеющих какую-то православную религиозную практику, составляет от четверти до трети нашего населения, и это очень много. Это говорит о том, что религиозное возрождение не только не остановилось, но за последние 10 лет привело к тому, что становится все больше людей не номинально православных, а действительно участвующих в церковной жизни и церковных таинствах. И я уверен, что этот процесс пока только начинается. Поэтому пессимизм, который организаторы опроса пытаются связать с его результатами, мне кажется неоправданным. Да, есть и такие, кто, именуя себя православными по национально-культурной идентичности, не веруют в Бога. Но таких становится все меньше, а людей, осознанно участвующих в церковной жизни, напротив, становится больше», — добавил о.Всеволод.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, согласился, что очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются. «Это говорит о многом, и в первую очередь — об ответственности священников, совершающих крещение людей, не подготовленных должным образом для вхождения в Церковь, об ответственности тех, кто должен стоять на страже истины и чистоты веры. Катастрофа, которая произошла в ХХ веке, когда Церковь прославилась небывалым числом новомучеников и исповедников, но когда произошло и небывалое отступничество, напоминает об этом явлении. Все внешнее без внутреннего — это тайна беззакония внутри Церкви. Св. Феофан Затворник говорил, что внешняя видимость при соблюдении того, что полагается, и внутренняя пустота — это то, что создает благоприятную атмосферу для прихода „человека беззакония“ не только в мир, но и внутрь самой Церкви. Сегодня миссионерство и проповедь, прежде всего, должны быть обращены к тем, кто уже принял крещение, но фактически остается вне Церкви и ослабляет ее даже больше, чем внешние гонения. Это те, из-за кого „имя Божие хулится среди язычников“. Объяснима будет и новая негативная и агрессивная реакция и, может быть, новые гонения против Церкви со стороны мира, не понимающего, что такое Церковь. Именно так и разрешится, скорее всего, „мировоззренческий кризис“, о котором говорит институт Левады. Потому что люди будут воспринимать Церковь как мешающую им жить „свободно“, т. е. так, как они хотят, не ограничивая себя никакими требованиями совести, разума и нравственных законов. Это предупреждение Церкви, это реальная картина, которую надо видеть. Дай Бог, чтобы были сделаны правильные выводы из этой реальности», — заключил он.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, напротив, соцопросам доверять не склонен. «Методы проведения подобных опросов не вызывают доверия, тем более у такой политизированной организации, как „Левада-центр“. Действительно, большинство людей, считающих себя православными, в церковь ходят очень мало. Это люди маловоцерковленные или не воцерковленные вообще. Действительно проблема есть, но в каких действительных масштабах и каких процентах, судить этим цифрам нельзя. Работе Церкви по воцерковлению народа, государство должно помогать. И чем быстрее государство это поймет, тем быстрее нравственность нашего народа поднимется. Но правдивой информации о Церкви, ее вероучении и традиции в СМИ очень мало. То, что доносят до людей православные каналы — капля в море по сравнению с той заразой, которую распространяет большинство телеканалов, так что телевизор вообще лучше не включать», — констатировал священнослужитель.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что активными и практикующими христианами являются всегда 15−20% людей от общего населения. «Даже во времена Константина Великого так было, так что приведенные цифры справедливы. Между национальным, историческим отождествлением и религиозной ориентацией, осуществлением жизни по христианским принципам всегда существенный зазор. И перспектива изменения этих цифр зависит от многих факторов. Если государство и общество вернутся к общественной нравственности, к христианским традициям — в таком случае, цифра, возможно, изменится», — заключил отец Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, задался вопросом, не слишком ли критично мы относимся к православию: «Если сравнивать с другими конфессиями, то ситуация будет еще более сложная. К примеру, какой процент мусульман совершает пятикратный намаз ежедневно? Как правило, причисляя себя к православным, человек просто выражает свою общественную позицию, а не реальное участие в богослужении. И христианство не очень в этом плане отличается от других религий, просто чаще подвергается нападкам критиков, — говорит священник. — Конечно, не очень хорошо, что у нас так мало людей ходит в храмы. Здесь причина во многом в том, что в советское время народ был отлучен от активного богослужения, что повлекло за собой просто вопиющую безграмотность среди тех, кто теперь причисляет себя к православным. В начале 90-х у священников просто не хватало сил и времени заниматься массовым образованием желающих, которые в большом количестве стали приходить в храмы. Они старались приобщить их хотя бы к крещению. Слава Богу, сегодня ситуация меняется, священники все больше занимаются катехизацией, особенно служители более молодого возраста», — рассказал отец Димитрий.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, не во всем согласился с выводами «Левада-центра». «Если человек называет себя православным, но при этом не верует в Бога, то это равносильно тому, что человек говорит о том, что он здоров, а на самом деле болен. Это два противоречащих друг другу понятия. Видимо, опрашиваемые тем самым хотели сказать, что они не воцерковленные люди и для них Бог, скорее, — такое общее понятие, наличие которого неоспоримо, но при этом конкретное обращение к Нему кажется для них не совсем уместным, может быть, даже затруднительным. Что касается положения православия в обществе, то действительно стоит сказать, что Русская Православная Церковь, являясь доминирующей религиозной организацией в России, пользуется уважением ее граждан, и большинство относит себя именно к православию. Даже те люди, которых условно можно назвать неверующими, ассоциируют себя с православием, может быть, именно потому, что православие для них представляет собой русскую национальную культуру, ее нравственные ценности, и поэтому для них ближе быть православным человеком, чем быть мусульманином, например, или иудеем. Сложившееся положение религии в обществе я не связываю с крахом тоталитарного государства — Советского Союза, но связываю, скорее, с тем, что народ нуждается в духовно-нравственных ценностях, и наиболее оптимальная и близкая по культуре, по истории для русского народа система нравственных ценностей содержится в православии. Именно этим можно объяснить то, что православие столь распространено и пользуется уважением со стороны граждан России», — заключил иеродиакон.
Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ, напомнил, что быть религиозным человеком вообще весьма трудно, и истинных христиан всегда мало, так как это накладывает на человека многочисленные обязанности. «А вот к христианству как к культуре себя причисляют многие — поскольку православие ближе русскому народу именно в культурном плане, и к тому же не все знают, как следовать христианству в религиозном плане. И вряд ли приведенные данные являются временным явлением, поскольку и в советский период те, кто действительно верили в Бога, все равно ходили в храмы. Как сказано в Библии „много званых, да мало избранных“. Поэтому такой численный разрыв будет оставаться по-прежнему», — подытожил он. Русская линия
Протоиерей Александр Шаргунов: «Очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются» Священнослужители РПЦ констатируют, что степень воцерковлённости русского народа пока оставляет желать лучшего...