Судьбу крупнейших в мире российских подлодок решил договор СНВ-3
В ближайшее время три ракетных крейсера стратегического назначения проекта «Тайфун» пойдут в переплавку…
Самые большие в мире ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 941 «Акула», более известные как «Тайфун», будут списаны до 2014 года и разрезаны на металл, сообщили «Известиям» в Министерстве обороны России. Под нож попадут все три оставшиеся на плаву лодки этого проекта: «Архангельск», «Северсталь» и «Дмитрий Донской», с которого ранее запускали ракету «Булава». Эксперты отмечают, что утилизация обойдется бюджету России в сотни миллионов рублей.
Военные поясняют, что использовать лодки по прямому назначению невозможно в связи с подписанием договора об ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ-3 — с США, а переделка стоит неоправданно дорого. Однако на «Северном машиностроительном предприятии», где строили лодки этого проекта, говорят, что могли бы сделать из РПКСН подводные танкеры-газовозы или всесезонные морские грузовики.
Карьеру «Тайфунов», по словам сотрудников Минобороны, испортили «Бореи» — новые подлодки, которые строят на «Севмаше» под ракеты «Булава». Их успешные испытания сделали бессмысленным содержание гораздо более громоздких и дорогих лодок «Тайфун». «Экипаж «Борея» в полтора раза меньше, чем у «Тайфуна», затраты на содержание самих лодок также отличаются. При этом «Борей — намного более совершенная лодка, которую в несколько раз сложнее обнаружить в воде», — привели аргументы военные. В ведомстве подчеркнули, что любые переделки лодок стоят десятки миллиардов рублей, поэтому «лучше потратить эти деньги на новые корабли».
Между тем, на «Севмаше» готовы проработать различные варианты использования РПКСН. «Лодка может перевозить под северными льдами сжиженный газ, нефть или грузы для заполярных портов. Такая перестройка может обойтись и не очень дорого», — заявили судостроители.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает иначе. По его мнению, время «Тайфунов» «безвозвратно ушло». «Это гигантская штука, самая большая в мире, трехкорпусная и очень дорогая в эксплуатации. К тому же под них нет ракет», — отметил Коновалов. По его словам, утилизация «Тайфунов» может обойтись в несколько сотен миллионов рублей, что значительно меньше, чем переоборудование под другие нужды.
Судьбу гигантских субмарин предопределил договор СНВ-3, подписанный президентами России и США весной 2010 года. Он ограничил стратегические арсеналы каждой страны 1550 ядерными боезарядами. При этом только на новых лодках проекта 955 «Борей» и сохраняющихся в строю ракетоносцах проекта 667БДРМ «Дельфин» можно разместить больше 1100 боевых блоков, отмечают «Известия». Остальные 400 с лишним зарядов будут приходиться на дальнюю авиацию и РВСН.
В этих границах для трех «Тайфунов» просто не остается места: один «Тайфун» способен нести 120−200 ядерных боеголовок, а весь парк таких лодок «съест» почти четверть разрешенного ядерного арсенала России. Русская линия
Судьбу крупнейших в мире российских подлодок решил договор СНВ-3 В ближайшее время три ракетных крейсера стратегического назначения проекта «Тайфун» пойдут в переплавку...